Дракониды: самый молодой метеорный поток

В октябре 1898 года небольшая комета «неосторожно» приблизилась к Юпитеру, который своей гравитацией изменил ее орбиту таким образом, что она получила возможность сближаться с Землей. 20 декабря 1900-го эту комету увидел французский астроном Мишель Джакобини — таким образом, она стала последней короткопериодической кометой, открытой в XIX веке. А в 1915-м несколько ученых выдвинули предположение, что она может быть «источником» метеорного потока с радиантом в созвездии Дракона и пиком активности около 9 октября. В том же году эти предсказания удалось подтвердить наблюдениями. Так был открыт поток Драконид.

Метеоры потока Драконид на фоне полярного сияния, сфотографированные Йеспером Гренне (Jesper Grønne) в Дании 8 октября 2011 года

«Родительская» комета потока почти 13 лет, то есть два следующих оборота, находилась в статусе потерянной, но в октябре 1913-го ее переоткрыл немецкий астроном Эрнст Циннер, и она наконец получила свое нынешнее название — комета Джакобини-Циннера (21P/Giacobini-Zinner). Ее появление 1920 года не наблюдалось из-за неблагоприятного положения относительно Земли и Солнца, однако в 1926-м «хвостатую звезду» нашли уже согласно предварительным расчетам. Семью годами позже условия для ее наблюдений были еще более благоприятными, но больше всего ученых удивил связанный с ней метеорный поток: 9 октября 1933-го он подарил жителям Северного полушария Земли настоящий дождь мощностью до двух тысяч метеоров в час.

Орбиты кометы Джакобини-Циннера, Юпитера и четырех планет земной группы

Такой же мощный метеорный дождь наблюдался и в 1946 году, но он уже не стал неожиданным: незадолго до него, 20 сентября, комета Джакобини-Циннера приблизилась к Земле на расстояние 0,258 а.е. (38,6 млн км). Это было теснейшее сближение с ней с момента открытия. В местностях с темным небом ее тогда некоторое время можно было наблюдать невооруженным глазом. Очевидно, наша планета в том году прошла через достаточно плотную часть облака пылевых частиц, выброшенных кометой.

Следующий «визит» кометы Джакобини-Циннера в 1953 году опять оказался неблагоприятным, но с 1959-го она наблюдается в каждом возвращении, и все они сопровождаются активизацией потока Драконид. Если в «обычные» годы его мощность в максимуме не превышает 30 метеоров в час, то в 1985-м, например, она достигла двух сотен. И неудивительно: в том году комета прошла на расстоянии 0,467 а.е. (69,9 млн км) от Земли. Сюрпризом оказался всплеск активности 9 октября 1998 года, когда многие наблюдатели сообщали о трехзначных показателях. Это означало, что поток постепенно эволюционирует — в нем появляются самостоятельные «облака» пылевых частиц, которые движутся по собственным орбитам независимо от кометного ядра. Впервые в истории человечество получило возможность изучать эти процессы на примере метеорного роя, которому еще не исполнилось сотни лет, то есть по меркам Солнечной системы это просто младенец.

Еще одна неожиданная «вспышка» Драконид произошла в октябре 2011 года, за пять месяцев до прохождения кометой Джакобини-Циннера перигелия — ближайшей к Солнцу точки орбиты. Тогда в максимуме их часовое число превысило 300. Наконец, в 2018-м, после пролета кометы на расстоянии 0,392 а.е. (58,6 млн км) от Земли, активность потока превысила 500 метеоров в час. Но и в октябре следующего года она оказалась ненамного меньше, что тоже в некоторой степени стало неожиданностью для астрономов.

Комета Джакобини-Циннера (вверху слева) во время сближения с Землей в сентябре 2018 года. Внизу — рассеянное звездное скопление M37. Источник: Greg Hogan

Комета Джакобини-Циннера достаточно интересна сама по себе. Ее относят к потенциально опасным объектам: поскольку она регулярно сближается с Юпитером, его гравитация может изменить кометную орбиту таким образом, что она начнет проходить в непосредственной близости от нашей планеты, получив возможность с ней столкнуться. Именно эта «хвостатая звезда» стала первым малым телом Солнечной системы, исследованным с относительно небольшого расстояния автоматическим аппаратом — 11 сентября 1985 зонд ICE (International Cometary Explorer) приблизился к ней на 7800 км. Поскольку он не был оборудован камерами, ученые не смогли получить изображений кометного ядра, но по данным более поздней съемки в инфракрасном диапазоне сейчас его размер оценивается примерно в 2 км. Ценную информацию об этой комете можно также получить, анализируя метеорные наблюдения.

Космический аппарат International Cometary Explorer в представлении художника. Источник: NASA

Дракониды — один из наиболее удобных для наблюдений в наших широтах метеорных потоков. Его активность ограничена довольно коротким периодом с 5 по 11 октября, в этот период по вечерам его радиант находится на высоте около 60° и дальше в течение ночи поднимается к зениту. К сожалению, в нынешнем году максимум активности совпадает с полнолунием, и яркая Луна не позволит увидеть слабые метеоры, которые в этом потоке составляют подавляющее большинство. К тому же комета Джакобини-Циннера сейчас находится на удаленном от Солнца участке своей орбиты, и большинство прогнозов не предполагает значительной активизации Драконид. Ее следующее сближение с Землей (до расстояния 0,437 а.е.) ожидается 15 сентября 2058 года.