Ночи Геминид

На середину декабря приходится максимум активности самого мощного ежегодного метеорного потока земного неба. К счастью для нас, его прекрасно видно из Северного полушария, но, с другой стороны, погода в этом месяце не всегда позволяет насладиться небесным шоу, во время которого можно увидеть свыше сотни «падающих звезд» в час. Речь идет о Геминидах с радиантом в созвездии Близнецов.

Геминиды — один из немногих метеорных роев, «родоначальниками» которых является не комета, а астероид, открытый еще в 1983 году с помощью первого инфракрасного орбитального телескопа IRAS. Ему присвоили название Фаэтон (3200 Phaethon) из-за того, что из всех известных на тот момент астероидов он мог подходить ближе всего к Солнцу: перигелий его орбиты расположен на расстоянии всего 0,14 а.е. (20,9 млн км) от центра нашего светила. Сначала этот объект считали «высохшей кометой», которая после множества оборотов по такой экзотической орбите полностью потеряла летучие вещества в своем ядре, потеряла возможность образовывать газовую оболочку (кому) и превратилась в обычный «небесный камень». Последующие наблюдения показали, что вокруг него постоянно присутствует пылевое облако, то есть он и дальше выбрасывает частицы пыли. Они, в свою очередь, постепенно распределяются вдоль его траектории, проходящей всего в 2 млн км от земной орбиты, и каждый год влетают в атмосферу нашей планеты, образуя метеоры.

Орбита астероида Фаэтон

Лишь внимательно исследовав спектры этих метеоров, астрономы смогли понять, как астероид, который не имеет в своем составе летучих компонентов, испаряющихся при приближении к Солнцу, продолжает выбрасывать в космос твердые частицы. Дело в том, что его поверхность состоит из минералов, которые при сильном нагреве не сплавляются, а растрескиваются. Гравитации 6-километрового «небесного камня» недостаточно, чтобы удержать образовавшуюся пыль на поверхности, поэтому она рассеивается в окружающее пространство. Это открытие привело к появлению нового класса астрономических объектов, получивших название «активные астероиды».

Поскольку концентрация пыли вблизи орбиты Фаэтона достаточно велика, а сама она пролегает неподалеку от орбиты Земли, Геминиды являются самым мощным ежегодным метеорным потоком: на пике активности они «производят» более сотни метеоров в час. В дни максимума 13-14 декабря их радиант восходит уже в вечерних сумерках и через несколько часов поднимается достаточно высоко над горизонтом. К сожалению, в этом году у нас не будет много времени для наблюдений, поскольку примерно в 9 часов вечера (14 декабря — в 10 часов) в наших широтах должна вставать Луна, которая помешает увидеть много слабых метеоров. Но и ярких должно быть достаточно, чтобы устроить неплохое небесное шоу. Поэтому единственное, что может помешать наблюдениям — капризная декабрьская погода. Впрочем, согласно последним прогнозам, определенная вероятность чистого неба в ближайшие вечера все же существует.