Получена подробная фотография «выстрела» джета черной дыры M87*

Сеть радиотелескопов Event Horizon Telescope (EHT) показала результаты новых наблюдений за черной дырой M87* в центре галактики Мессье 87. Новое составное изображение раскрывает структуру окружающей ее перегретой материи, высокоскоростную релятивистскую струю (джет) и жуткую тень самой черной дыры.

M87
Художественное изображение черной дыры в центре M87, выбрасывающей огромную струю. Иллюстрация: NRAO/AUI/NSF

Черные дыры — это сверхплотные объекты, гравитационное притяжение которых настолько сильное, что даже свет не может выйти за горизонт событий. Сверхмассивные черные дыры, окруженные разогретой материей, известной как аккреционный диск, иногда выпускают в космос высокоскоростные джеты из галактических центров. M87* в 6,5 млрд раз превышает массу Солнца, а ее струя — поток плазмы длиной 4000 световых лет, которая выбрасывается из объекта почти со скоростью света.

M87
Новое изображение, на котором показаны тень и джет черной дыры M87*. Изображение: SHAO, MPIfR, NRAO/AUI/NSF

Черную дыру галактики Мессье 87 впервые в истории рассмотрели в 2019 году. Далее EHT продолжил работу по наблюдению. В результате получилось наиболее четкое изображение черной дыры, усовершенствованное алгоритмами машинного обучения. Для улучшения разрешения EHT для недавно опубликованного изображения были добавлены данные наблюдений из северного Гренландского телескопа и южного Атакамского миллиметрового/субмиллиметрового массива (ALMA) в Чили.

Что удалось разглядеть?

На новом изображении заметно гораздо большее кольцо разогретого материала, чем на первых изображениях черной дыры. В центре кольца находится черная дыра, или ее тень, как говорят ученые, потому что саму черную дыру невозможно увидеть. Оказалось, что кольцо M87* на 50% больше, чем считалось ранее. Плазма, вытекающая из кольца, выглядит как мощная струя нагреваемого материала, который выстреливает из центра галактики.

M87* — не единственная черная дыра, на которую нацелен EHT. В прошлом году сотрудничество показало первое изображение Стрельца A*, черной дыры с массой 4 млн солнечных в центре Млечного Пути, всего в 27 тыс. световых лет от нас. Ближайшая к Земле черная дыра находится в системе Gaia BH1, примерно в 1600 световых годах от нас.

Черные дыры остаются загадочными, но с новой технологией телескопов и, возможно, с последующей помощью искусственного интеллекта ученые смогут узнать больше об их природе — и, в свою очередь, о некоторых из величайших тайн Вселенной.

Ранее мы сообщали о том, как черные дыры промежуточной массы разбрасываются своей едой.

По материалам Gizmodo.