Полмиллиона звезд: Gaia провела перепись шарового скопления

Европейское космическое агентство опубликовало новый релиз данных, собранных космическим телескопом Gaia. В числе прочего, ему удалось пересчитать звезды шарового скопления Омега Центавра, найти более 380 потенциальных гравитационных линз и точно определить орбиты порядка 150 тысяч астероидом.

Полмиллиона звезд Омеги Центавра

Предыдущий релиз данных Gaia содержал сведения о более чем 1,8 млрд звезд, что позволило получить довольно полное представление о Млечном Пути. Но в галактическом картографировании оставались пробелы, одним из которых были шаровые скопления. Они являются одними из старейших объектов во Вселенной, что делает их особенно ценными для астрономических исследований. Проблема заключается в том, что плотность звезд в их центрах настолько высока, что это затрудняет изучение индивидуальных светил.

Шаровое скопление Омега Центавра. Источник: ESA/Gaia/DPAC

Чтобы продемонстрировать то, как можно заполнить этот пробел, астрономы выбрали Омегу Центавра — крупнейшее известное шаровое скопление в нашей галактике, а также одно из самых близких к Земле. Его даже можно увидеть на земном небе невооруженным глазом.

Результаты изучения шарового скопления Омега Центавра. Источник: ESA/Gaia/DPAC

Вместо того чтобы фокусироваться на отдельных звездах, Gaia включила специальный режим, позволяющий при каждом появлении скопления в поле зрения получать карту более широкого участка неба вокруг его ядра. Далее при помощи алгоритмов исследователи сопоставили снимки и «вычленили» звезды, которые являются частью Омеги Центавра.  В общей сложности они сумели обнаружить 526 587 ранее неизвестных светил.

Гравитационные линзы

Другим объектом интереса Gaia являются гравитационные линзы — космические миражи, возникающие, когда гравитация какого-то массивного объекта (например, галактического скопления) действует, словно увеличительное стекло. Астрономы активно используют гравитационные линзы для изучения далеких звезд и галактик, которые сами по себе слишком тусклы, чтобы их смогли увидеть даже самые мощные телескопы современности.

Инфографика, посвященная изученным Gaia гравитационным линзам. Источник: ESA/Gaia/DPAC

В ходе изучения данных Gaia исследователи обнаружили, что некоторые объекты на его снимках это не просто яркие звезды, хотя и похожи на них. На самом деле это линзованные квазары — ядра очень далеких галактик, в центрах которых расположены активные черные дыры. В общей сложности, Gaia нашел 381 кандидата в линзованные квазары. Пять — являются потенциальными крестами Эйнштейна. Они возникают в случаях, когда гравитационная линза учетверяет изображения объекта.

Астероиды и пульсирующие звезды

Gaia также обратила взор и на более близкие объекты, расположенные в нашей Солнечной системе. Речь об астероидах. Новый набор данных содержит сведения о 156 823 малом теле, позволяющие намного точнее определить их орбиты. Ожидается, что в будущем Gaia дополнит его информацией о кометах, спутниках планет и других астероидах. Это позволит значительно улучшить представления о наших космических соседях.

Распределение орбит изученных Gaia астероидов. Источник: ESA/Gaia/DPAC

И, наконец, в каталог Gaia попали данные о динамике 10 тысячах пульсирующих и двойных красных звезд-гигантов. Они помогут астрономам понять, как эти удивительные светила меняются с течением времени.