Почему циклоны танцуют вокруг полюсов Юпитера

На северном и южном полюсах Юпитера наблюдается удивительная картина, когда несколько больших циклонов симметрично окружают один в центре. Ученые попытались объяснить, почему так происходит.

Циклоны
Циклоны на северном полюсе Юпитера. Источник: Рhys.org

Циклоны, вращающиеся вокруг полюса

Когда в июле зонд Juno начал изучать систему Юпитера, одно из самых впечатляющих открытий он сделал относительно полюсов гигантской планеты. Оказалось, что прямо над северным расположился гигантский шторм размером с Северную Америку, а вокруг него кружат еще восемь таких же.

Над южным полюсом такая же ситуация, только штормов по периметру центрального пять, а недавно к ним присоединился шестой. Главная загадка, связанная с этими явлениями, состоит в их стабильности.

Juno находится на полярной орбите Юпитера. Этот факт позволит аппарату изучить полюса Европы (спутника планеты) при близком пролете 29 сентября. Но все эти годы, пролетая над полюсами газового гиганта, он видит одну и ту же картину: циклоны будто танцуют вокруг центрального, сохраняя конфигурацию правильных многоугольников.

Что способствует стабильности штормов

Все эти годы ученые пытались объяснить удивительную стабильность циклонов на полюсах Юпитера. Они почему-то не сливаются вместе, не разбегаются в разные стороны и не затухают. И вот ученые из США и Франции опубликовали в Nature Astronomy статью, в которой объяснили, чем это может быть вызвано.

Они создали модель, описывающую приполярные участки атмосферы Юпитера, на некоторую небольшую глубину. Она предполагает, что существует стабильный приток тепла из глубин планеты и мощное течение вокруг зоны циклонов, направленное в сторону, противоположную их вращению. Именно она и стабилизирует их в этой точке пространства.

Правда, следов такого притока вещества пока не было обнаружено. Даже авторы статьи признают, что для того, чтобы объяснить все явления, происходящие в атмосфере гигантской планеты, необходимо будет разработать более всеобъемлющие модели.

Присоединяйтесь: https://t.me/ust