Одинокие голубые звезды

Астрономы открыли новый тип систем, состоящих из неплотно расположенных молодых звезд. Похоже, они образовались из газа, выброшенного из галактик. При этом светила богаты металлами, но, похоже, они умрут молодыми.

Голубые звезды вне галактик
Голубые звезды

«Голубые пятна»

Ученые из Университета Аризоны открыли новый тип звездных систем, называемых «голубыми пятнами». Они находятся за пределами любой галактики, но при этом сами ими не являются. Звезды у них расположены на большом расстоянии и очень хаотично. Какой-либо структуры у них обнаружить не удалось.

При этом состоят эти системы из молодых горячих звезд. Некоторые их группы удалены от ближайшей галактики на расстояние 300 тыс. световых лет, то есть в три раза больше диаметра Млечного Пути. Обнаружить их удалось благодаря изучению окружающих нашу Галактику газовых облаков.

Ученые считали, что эти гигантские массы газа связаны именно с Млечным Путем. Однако недавнее исследование показало, что они находятся гораздо дальше и скорее относятся к соседнему скоплению Девы. Тогда же была обнаружена и россыпь голубых звезд, связанных с ними.

Как образовались изолированные голубые звезды

Образование звезд в облаках молекулярного водорода является обычным делом. Поэтому ученые не были удивлены тем, что найденные системы все молодые. Значительно более странным оказалось то, что непосредственно у светил молекулярный водород почти отсутствует. Возможно, он там присутствует в виде атомов, но все равно это довольно странно сочетается с их голубым цветом.

Последний означает, что звезды очень горячие, быстро сожгут свое термоядерное топливо и умрут молодыми. Такое впечатление, что мы увидели в «голубых пятнах» какую-то волну звездообразования, которая должна угаснуть относительно скоро.

Молекулярные облака
Газовые облака и звезды в них

При этом у звезд есть одна удивительная особенность. Они богаты металлами, то есть элементами, тяжелее гелия. А они могли образоваться только в предыдущем поколении светил. Это означает, что газовые облака, которые дали им начало, были когда-то частью одной из галактик.

Газовые облака, выброшенные из галактик

Известно два основных механизма выбрасывания газовых облаков из галактик. Первый связан с приливными силами. Когда две галактики проходят мимо друг друга, то буквально «сдирают» друг с друга газ и звезды.

Второй состоит в выбивании газа при столкновении звездных систем. Если меньшая из них, например, карликовая галактика или шаровое скопление, врезается в большую, то магнитные поля и гравитация работают вместе, вырывая из них газ способом, похожим на выбивание пыли из одеяла.

Благодаря одному из этих способов несколько миллионов лет назад и образовались газовые облака, давшие начало «голубым пятнам». Причем ученые считают более вероятным второй из них. Действие приливных сил для этого слишком медленное.