Обтекатель японской ракеты разрушился на орбите

3 июля на околоземной орбите произошло разрушение объекта, оставшегося после пуска японской ракеты HII-A. Событие привело к образованию как минимум 23 фрагментов, которые можно отследить при помощи наземных средств. Об этом говорится в сообщении, опубликованном 18-й эскадрильей контроля космического пространства Космических сил США.

Схема пуска ракеты HII-A

Ракета HII-A была пущена в октябре 2018 года в ходе миссии F40 с целью выведения в космос шести космических аппаратов. Поскольку их требовалось вывести на две разные орбиты, на HII-A использовался составной головной обтекатель.

Пуски HII-A с использованием составного обтекателя происходят следующим образом. Когда ракета еще находится на суборбитальной траектории, происходит сброс верхнего головного обтекателя (его створки входят в атмосферу и падают в океан). Затем, после выхода на целевую орбиту, отделяется первый (верхний) космический аппарат. После этого сбрасывается трехэлементный нижний головной обтекатель, состоящий из конической части с адаптером и двух боковых секций. Поскольку к этому моменту ракета уже движется с первой космической скоростью, они остаются на околоземной орбите.

Схема пуска ракеты HII-А с использованием составного головного обтекателя. Источник: Mitsubishi Heavy Industries

Далее происходит повторное включение верхней ступени для перехода на следующую орбиту. После этого от HII-A отделяется вторая часть полезной нагрузки. Отработанная верхняя ступень также остается на орбите.

Цепочка орбитальных разрушений

После миссии F40 на орбите осталось четыре фрагмента самой ракеты: верхняя ступень, адаптер и две боковые секции обтекателя. Уже 6 февраля 2019 года средства слежения зафиксировали разрушение верхней ступени, сопровождавшееся образованием как минимум пяти обломков. Такие инциденты, как правило, связаны с взрывом оставшегося в баках паров топлива.

Пуск ракеты HII-А. Источник: Mitsubishi Heavy Industries

Затем 12 июля 2020 года произошло внезапное разрушение одной из оставшихся на орбите секций головного обтекателя H-IIA, что привело к образованию свыше 80 обломков. Поскольку обтекатель не имеет способных взорваться топливных баков, это происшествие удивило многих экспертов. Была выдвинута версия, что обтекатель столкнулся с каким-то другим объектом.

3 июля 2022 года на орбите разрушился еще один фрагмент адаптера HII-A, что вновь подняло вопрос о причинах происходящих событий. Безусловно, второй обтекатель также мог столкнуться с каким-то фрагментом космического мусора. Тогда перед нами пример весьма необычного совпадения. В то же время, вполне возможно, что цепочка разрушений связана с конструктивными особенностями самого обтекателя. В таком случае мы можем увидеть повторение таких событий с фрагментами, оставшимися от других пусков ракеты HII-А.

Вы также можете почитать о том, как спутник ESA в последний момент уклонился от космического мусора.