Обтекатель японской ракеты разрушился на орбите

17 ноября на околоземной орбите произошло разрушение обтекателя японской ракеты HII-A. Событие привело к образованию свыше 50 фрагментов космического мусора, которые можно отследить при помощи наземных средств. Об этом говорится в сообщении, опубликованном 18-й эскадрильей контроля космического пространства Космических сил США.

Как правило, обтекатели ракет не набирают первую космическую скорость и сразу падают на Землю. Однако ввиду конструктивных особенностей HII-A оснащена сразу двумя комплектами обтекателей. Верхний сбрасывается, когда ракета еще находится на суборбитальной траектории. Нижний отделяется после того, как ракета выводит на орбиту первый спутник и уже движется с первой космической скоростью. Поэтому, он не падает на Землю и становится фрагментом популяции космического мусора.

Разрушившийся обтекатель остался после пуска, состоявшегося еще в 2012 году. Тогда HII-A успешно вывела на орбиту четыре спутника. Обтекатель находился на орбите высотой 620 км. По данным 18-й эскадрильи, в ходе его разрушения образовалось свыше 50 обломков.

Пуск ракеты HII-А. Источник: Mitsubishi Heavy Industries

Это уже далеко не первый подобный случай. Так, этим летом на орбите разрушился обтекатель ракеты HII-А, которая была пущена в 2018 году. Похожий случай произошел и в 2020 году. Это говорит о том, что разрушение обтекателей произошло не из-за внешних факторов, вроде столкновения с другими фрагментами космического мусора, а из-за их конструктивных особенностей.

Стоит отметить, что всего за четыре дня до разрушения обтекателя HII-А в космосе произошел другой инцидент, приведший к образованию большого количества обломков. 12 ноября на орбите взорвалась верхняя ступень новой китайской ракеты «Чанчжэн-6A». Это произошло всего через несколько часов после того, как она вывела на орбиту экспериментальный спутник. Взрыв привел к образованию порядка пятидесяти обломков. Что стало его причиной, остается загадкой.

Вы также можете почитать о том, как китайская береговая охрана отобрала у филиппинцев обломки ракеты.