Обсерватория Gemini сфотографировала «однокрылую бабочку»

Это впечатляющее изображение, сделанное установленным в Чили телескопом Gemini South, демонстрирует тонкую структуру, чем-то напоминающую крыло бабочки. Но астрономы знают ее под названием «Инфракрасная туманность Хамелеон». Она расположена недалеко от центра темного облака Хамелеон I, которое в свою очередь входит в состав одной из ближайших к Земле областей активного звездообразования.

Инфракрасная туманность Хамелеон (Gemini South). Источник: International Gemini Observatory/NOIRLab/NSF/AURA

Запечатленная на снимке туманность получила свое название благодаря яркости на некоторых инфракрасных длинах волн. Впрочем, ее также можно заметить и в видимом свете, чем и воспользовались сотрудники обсерватории Gemini, нацелив на нее один из двух телескопов (второй расположен на Гавайях).

Характерное «крыло» бабочки на самом деле является потоком газа. Его источник скрыт темной полосой, но астрономы знают, что он представляет собой маломассивную звезду. Новорожденное светило испускает несколько джетов, которые пробили «туннели» в окружающих газопылевых облаках. Звездный свет подсвечивает стенки этих структур, в результате чего мы и наблюдаем столь необычную картину.

Яркая точка справа от «бабочки» — объект Хербига-Аро HH 909A. Такие структуры представляют собой ударные волны, формирующиеся в результате взаимодействия выброшенного звездного вещества с окружающими газопылевыми облаками. Их протяженность может превышать 10 световых лет, при этом они являются весьма краткосрочным по астрономическим меркам явлением. Всего через несколько десятков тысяч лет после возникновения объекты Хербига-Аро полностью рассеиваются в межзвездном пространстве.

По мнению астрономов, скрывающая светило в центре «бабочки» темная полоса на самом деле является околозвездным диском — скоплением пыли, газа и планетезималей. Считается, что они являются источником материала, из которого впоследствии формируются планеты. Причина, по которой на снимке Gemini South диск выглядит как полоса, а не круг, заключается в том, что он расположен с ребра по отношению к Земле.

По материалам https://noirlab.edu