Обсерватория ALMA подтвердила рекордный возраст далекой галактики

Используя возможности комплекса радиотелескопов ALMA, команда японских исследователей подтвердила рекордно малый возраст галактики GLASS-z12. Это один из самых далеких известных нам объектов.

Снимок GLASS-z12 и ее спектр, полученный ALMA. Источник: NASA / ESA / CSA / T. Treu, UCLA / NAOJ / T. Bakx, Nagoya U.

GLASS-z12 была идентифицирована на снимках телескопа James Webb. Показатель ее красного смещения (z) превышает 12. Это означает, что галактика расположена на краю видимой Вселенной. Исходя из показателя красного смещения астрономы определили, что мы видим GLASS-z12 такой, какой она была всего через 350 млн лет после Большого взрыва. С учетом фактора расширения Вселенной, расстояние до нее сейчас составляет 33,2 млрд световых лет.

В то же время оценка красного смещения GLASS-z12 базировалась лишь на фотометрических наблюдениях. Чтобы ее подтвердить, японские исследователи задействовали радиообсерваторию ALMA. Ей удалось зарегистрировать линию излучения кислорода в спектре галактики. Последующий анализ данных показал, что спектрометрическое красное смещение, связанное с этой линией, составляет z = 12,1. Это соответствует наблюдаемому возрасту галактики в 367 млн лет. Таким образом она действительно является одним из самых далеких известных нам объектов во Вселенной.

В ту далекую эпоху диаметр GLASS-z12 составлял около 3 тысяч световых лет, а масса — миллиард солнечных. Для сравнения,  диаметр нашего Млечного Пути составляет 100 тысяч световых лет, а масса порядка 1,15 — 1,5 трлн масс Солнца.

Исследователям также удалось определить металличность галактики. Она составляет менее 0,1 от металличности Солнца, что совсем неудивительно, учитывая ее весьма небольшой возраст. Также галактика содержала совсем немного пыли. По оценкам астрономов, возраст звездного населения GLASS-z12 составляет 70 млн лет. Галактика успела истратить лишь от 2% до 14% запасов своего газа на формирование светил.

По материалам https://academic.oup.com