Обреченный Фобос (фото)

Британский астроэнтузиаст Андреа Лак опубликовал весьма эффектные изображения, полученные им в ходе обработки снимков миссии Mars Express. Они демонстрируют спутник Фобос над марсианской поверхностью.

Фобос над Марсом. Источник: ESA/DLR/FUBerlin/AndreaLuck

Фобос является крупнейшим из двух марсианских спутников. Его диаметр составляет 22 км. Долгое время считалось, что вместе с Деймосом он является объектом Главного пояса астероидов, некогда захваченным Марсом. Но в последнее время в научном сообществе набрала популярность гипотеза, согласно которой спутники «собрались» на ареоцентрической орбите из вещества, выбитого с поверхности Красной планеты в ходе какого-то крупного столкновения.

Главной особенностью Фобоса является его орбита. Дело в том, что она  проходит на расстоянии всего 6 тыс. км от марсианской поверхности. Таким образом Фобос является самым близким к планете естественным спутником Солнечной системы.

Более того, Фобос постепенно приближается к Красной планете. Марсианская гравитация уже оказывает на него заметное воздействие — межпланетные аппараты сфотографировали ряд борозд на поверхности Фобоса. Когда же спутник перейдет предел Роша, то он будет попросту разорван. По разным оценкам, это произойдет через 30 – 50 млн лет.

Фобос над Марсом. Источник: ESA/DLR/FUBerlin/AndreaLuck

Катаклизм приведет к тому, что Марс временно обзаведется кольцом, которое, возможно, даже превзойдет знаменитые кольца Сатурна. Впрочем, со временем образовавшиеся в ходе разрушения Фобоса обломки упадут на Красную планету. После этого у нее останется лишь один естественный спутник.

Напомним, что в 2024 году JAXA собирается отправить к Фобосу миссию MMX. Она должна будет доставить на Землю образец его вещества, что позволит дать ответ на вопрос о происхождении спутника.