Обнаружены странные звезды, состоящие из кислорода

На расстоянии более 10 тысяч световых лет от Земли астрономы обнаружили очень необычные звезды. Два светила уникальны своим экзотическим составом поверхности. Их окутывает углерод и кислород, оставшийся после исчерпания внутренних запасов гелия. Звезды были обнаружены группой астрономов из Германии с использованием данных телескопа LAMOST.

Белые карлики
Слияние двух белых карликов в представлении художника. Иллюстрация: NASA/Лаборатория реактивного движения-Калифорнийский технологический институт

Объекты PG1654+322 и PG1528+025 очень плотные и активно «горят». Температура поверхности звезд примерно в 10 раз выше, чем у нашего Солнца. Особенностью звезд является их строение. Состоят они из углерода и кислорода, которые образуются при горении гелия. Об этом открытии ученые опубликовали статью в Ежемесячных уведомлениях Королевского астрономического общества.

Серьезный вызов теории эволюции звезд

«Обычно звезды с подобным составом, как правило, заканчивают «выжигание» гелия в своих ядрах. Для продолжения ядерного синтеза у них больше нет топлива. Такие звезды находятся на этапе «агонии». Со временем их внешние оболочки рассеиваются, оставляя после себя голое ядро — белый карлик. Но обнаруженные объекты продолжают «жить», чем бросают серьезный вызов нашему пониманию звездной эволюции», — объясняет находку Клаус Вернер, астроном из Тюбингенского университета в Германии и ведущий автор исследования.

В то время как поверхность звезд состоит из углерода и кислорода, вероятно, их ядра все еще состоят из гелия. Эту гипотезу ученые выдвинули, основываясь на температурных показателях PG1654+322 и PG1528+025. Это очень странно.

Новый класс редких звезд?

Открытие этих экзотических звезд, естественно, приводит к вопросу о том, как они могли возникнуть. По мнению ученых, они обнаружили новый класс редких звезд.

«Мы считаем, что странные объекты PG1654+322 и PG1528+025, обнаруженные Клаусом Вернером, могли образоваться в результате редкого типа звездного слияния. В нашей статье мы утверждаем, что при правильных условиях углеродно-кислородный белый карлик может быть разрушен и аккрецирован компаньоном, образуя объекты, подобные обнаруженным группой Вернера», — говорит Миллер Бертолами, ученый из Института астрофизики Ла-Платы в Аргентине и ведущий автор второй статьи.

Бертолами добавил, что во время слияния двух белых карликов более массивный объект может разрушить меньший своим гравитационным притяжением. Вместо того чтобы две звезды равномерно объединились, их взаимодействие было больше похоже на то, как рука надевает перчатку, когда одна звезда поглощает другую.

В дальнейшем исследователям нужно будет изменить свои модели звездной эволюции, чтобы проверить, действительно ли такие слияния могут привести к появлению таких светил, как PG1654+322 и PG1528+025. Есть несколько животрепещущих вопросов, на которые еще предстоит найти ответы.

Напомним, что ранее пульсары бросили вызов общей теории относительности, чем подтвердили правоту Эйнштейна.