Обнародованы доказательства существования жидкой воды на Марсе

Обнаружение запасов жидкой воды на Марсе повысило бы надежду выявить признаки внеземной жизни на негостеприимной Красной планете. Именно поэтому ученые ведут научный диалог о том, скрывается ли резервуар соленой воды под ледяной шапкой южного полюса Марса. Пара новых исследований подтверждает одну из сторон дискуссии, поддерживающую гипотезу о ее существовании.

Холодный южный полюс Марса
Аппарат Mars Express зафиксировал холодный южный полюс Марса. Фото: ESA/DLR/FU

Сразу два исследования по этой теме были опубликованы в Nature Communications и Journal of Geophysical Research Planets. В сочетании они создают серьезный аргумент, что территория под ледяной шапкой достаточно теплая для существования подземных озер.

Вода или лед?

Дебаты о жидкой воде под ледяной шапкой начались с результатов исследования космического аппарата Европейского космического агентства (ESA) Mars Express. Зонд заметил выходящие из-под шапки таинственные блики. В 2018 году команда исследователей заявила, что данные указывают на то, что на глубине 1,5 км под ледяной поверхностью может скрываться огромное озеро с соленой водой. А исследование 2019 года показало, что солоноватые озера в северном регионе даже более распространены, чем считалось изначально.

Но не все согласились с прямым толкованием. В 2021 году NASA поставила под сомнение этот вывод. Исследователи сомневались в том, что недра действительно теплые, чтобы поддерживать жидкую воду, даже если потенциальное озеро было чрезвычайно соленым. С тех пор научные группы предложили альтернативные объяснения этих радиолокационных отражений Mars Express, начиная от вулканической породы и заканчивая мерзлой глиной.

Аргумент в пользу озер

Новое исследование использовало комбинацию компьютерных моделей и лабораторных экспериментов, чтобы разобрать ситуацию. Работа показала, что температура под полярной шапкой может достигать -73°C в пределах диапазона для соленой воды. Предыдущие исследования считали, что там температура ниже -93°C. По словам ученого-геолога Грациеллы Капрарелли, физические свойства рассолов при этих пересмотренных температурах полностью соответствуют мощности радиолокационных сигналов, полученных от основания южных марсианских полярных отложений.

Исследование Journal of Geophysical Research Planets также предполагает, что уникальные геологические и географические условия на южном полюсе могут способствовать существованию жидкой воды. А изоляция из слоев льда из углекислого газа может помочь поддерживать высокие температуры в недрах Марса.

Ранее мы сообщали о том, что китайский ровер Zhurong опроверг теорию о воде на Марсе.