Новый космический телескоп будет искать планеты возле α Центавра

До сих пор поиск планет в ближайшей к Солнцу звездной системе α Центавра осложнялся тем, что она состоит из двух компонентов. Но новый космический телескоп TOLIMAN сможет найти в ней миры, которые оставались скрытыми.

Можлива планета в системі α Центавра
Возможная планета в системе α Центавра. Источник: ESO

Почему планету в α Центавра так трудно найти?

Команда астрономов из университета Сиднея работает над созданием нового космического телескопа Telescope for Orbit Locus Interferometric Monitoring of Astronomical Neighborhood (TOLIMAN). Идея его создания появилась еще в 2019 году, но только сейчас ученые готовятся подписать контракт с производителями космических аппаратов.

Целью нового телескопа будет звездная система α Центавра. Она находится на расстоянии всего 4,37 св. года от нас, но мы до сих пор не знаем, есть ли там планеты. Причиной этого является то, что она состоит из двух достаточно близких друг к другу звезд: желтой, похожей на Солнце, и оранжевой, немного меньшей по размеру.

Из-за этого обычные методы для выявления экзопланет к α Центавра применить трудно. Уж слишком много ошибочных результатов они дают. Например, в 2012 году у компонента В нашли планету. Но уже в 2015-м оказалось, что сигнал был ложным.

В 2021 году планету обнаружили уже у главного компонента системы. Но это открытие так и осталось неподтвержденным. Вдобавок ко всему, у системы есть еще и третий компонент, называемый Проксимой и имеющий свои планеты. Но он к проблемам главной пары обычно не имеет никакого отношения.

Как TOLIMAN будет искать планеты

Новый телескоп TOLIMAN не будет таким большим, как JWST или Gaia, однако ученые рассчитывают, что он сможет сделать то, что им не по силам: надежно определить планету у α Центавра. Для этого он будет постоянно смотреть только на нее и точно будет фиксировать положение.

Схема телескопа TOLIMAN
Схема телескопа TOLIMAN. Источник: Tuthill et al.

Кроме того, конструкторы откажутся от попытки сфокусировать большое количество света от звезды в одной точке. Вместо этого они получат большое дифракционное пятно, изменения которого будут анализировать.

Ученые считают, что таким образом они четко смогут проследить моменты, когда движение звезды в пространстве будет отклоняться от прямолинейного из-за гравитационного действия планеты. Считается, что взаимодействие со звездой-компаньоном и пятна на поверхности существенной погрешности при этом не дадут.

Когда сам факт существования планеты будет установлен, к его подтверждению можно будет подключать другие мощные телескопы. Возможно, именно так удастся установить не только наличие планет у α Центавра, но и то, на что они похожи.