Новые свидетельства того, что древний Марс был влажным и теплым

Ученые создали первую модель эволюции атмосферы Марса. Она предполагает, что в начале своей истории эта планета имела атмосферу в 1000 раз плотнее, чем сейчас. Это позволяло существовать на ее поверхности жидкой воде и сложным органическим молекулам.

У Марса была плотная атмосфера

Первая модель эволюции атмосферы Марса

Ученые из института SETI привели новое доказательство того, что Марс когда-то был влажным и теплым. Они собрали данные о его внутреннем строении и создали первую модель того, как развивалась атмосфера этой планеты.

Исходным положением этой теории, ранее практически не принимавшимся во внимание, является тот факт, что первоначально поверхность Марса была расплавленной. В этих условиях на нем должна была сформироваться первичная атмосфера, которая в основном состояла из молекулярного водорода и водяного пара. Плотность ее была примерно в тысячу раз больше, чем сейчас.

При этом, как и на древней Земле, водяной пар преимущественно концентрировался у поверхности планеты, а водород поднимался в верхние слои атмосферы. Это создавало мощный парниковый эффект, который позволил существовать на поверхности планеты жидкой воде.

Ученые считают, что благодаря этому теплый и влажный климат на Марсе мог существовать миллионы лет. Но постепенно молекулярный водород был вынесен в космос, а водяной пар выпал на поверхность планеты дождем.

Когда Марс стал таким, каким мы его знаем?

То, что у Марса была атмосфера из самого легкого элемента периодической таблицы, доказывают исследования образцов его поверхности и соотношение в них дейтерия к водороду. Первый из них тяжелее, и потому именно второй атмосфера Марса теряла в течение этих миллионов лет. Других механизмов, которые могли бы изменить соотношение двух изотопов, просто нет.

Марсианские метеориты, преимущественно состоящие из магматических пород, имеют такое же соотношение дейтерия к водороду, как и их земные аналоги. Такое же оно у вулканических образцов, которые датируются первыми миллионами лет существования планеты. Они доказывают, что в это время в ее атмосфере было много водорода.

А вот в образцах марсианских глин, исследованных марсоходом Curiosity, это соотношение втрое выше. Они датируются возрастом примерно 3 млрд лет. Это свидетельствует о том, что до этого времени жидкая вода на поверхности Марса продолжала существовать, но большая часть водорода из атмосферы уже исчезла.

Исследователи также обратили внимание на то, что водородная атмосфера была достаточно благоприятной для возникновения жизни. Ведь пребиотические молекулы легче образуются именно в таких условиях, а не когда наблюдается недостаток этого химического элемента.