Три миллиарда лет назад Марс был влажным и холодным

Команда исследователей из университетов Франции, Соединенных Штатов и Швеции разработала новую модель климата Марса в прошлом. Они пришли к выводу, что в это время в северном полушарии его располагался океан. В целом Марс три миллиарда лет назад был влажным и холодным.

Марс с ледниками и океаном
Марс с ледниками и океаном в представлении художника. phys.org

Климат древнего Марса

Новая модель климата Марса была недавно опубликована в Proceedings of the National Academy of Sciences. Авторами ее стали исследователи из ряда университетов Франции, Соединенных Штатов и Швеции. Согласно этой модели, три миллиарда лет назад Красная планета была холодной и влажной.

В то время, согласно новому исследованию, на Марсе существовали постоянные потоки воды. Реки текли преимущественно к северу от берегов океана, занимавшего всю северную впадину Марса. Новая модель отличается от предыдущих тем, что в ней учтена возможность не замерзания океана даже при температурах ниже нуля по Цельсию.

Для этого, по мнению авторов статьи, достаточно, чтобы атмосфера планеты хотя бы на 10 процентов состояла из водорода. Остальная атмосфера должна быть представлена диоксидом углерода. В таких условиях океан на Марсе не замерзал бы даже если температура на планете в среднем была бы на несколько десятков градусов ниже точки замерзания воды на Земле. Точнее, такой океан мог бы балансировать вблизи точки замерзания воды в данных условиях. Он то покрывался бы льдом, то снова оттаивал.

Третий вариант в видении прошлого Марса

Модели прошлого климата Марса строятся уже не первый год. И вторым спорным моментом после наличия в атмосфере планеты метана органического происхождения является именно северный океан. Большинство ученых склоняется к мнению, что климат Марса все же был достаточно теплым. И этот океан был. А значит, и все русла, найденные на Марсе, действительно были руслами постоянных рек. Однако некоторые исследователи не согласны. Они утверждают, что Марс и тогда был холодным, океана не было. То есть весь климат был сухим, а на планете существовали только отдельные ледники и русла временных потоков.

Новая модель занимает промежуточное положение между двумя точками зрения. Она утверждает, что Марс одновременно мог быть холодным и влажным. В этом случае вполне возможно, что океан мог сосуществовать с ледниками. Однако построенная модель накладывает ограничения на степень возможного развития жизни на Красной планете. Предлагаемый состав атмосферы подходит только для анаэробной жизни.