Новорожденная планета в газопылевом диске

Астрономы увидели экзопланету в стадии ее формирования, хотя она все еще находится в протопланетном диске. В точках Лагранжа вблизи нее есть большое количество пыли.

Новорожденная планета в протопланетном диске
Планета в протопланетном диске. Источник: Scitechdaily.com

Как найти планету в газопылевом диске

Планеты образуются из газопылевых дисков вокруг молодых звезд. Сейчас в этом мало кто сомневается. Астрономы видели молодые планетные системы, видели и сами диски. Но вот планеты внутри самих протопланетных облаков до сих пор не удавалось надежно идентифицировать.

Астрономы неоднократно наблюдали внутри дисков уплотнения, двигавшиеся по орбите вокруг звезды. И обычно все прошлые новости, касающиеся открытия новорожденных планет, на самом деле означали обнаружение подобных сгущений.

Проблема лишь в том, что эти образования действительно могут оказаться вовсе не твердыми телами, а, например, турбулентностями. Но центры астрофизики Гарвардского и Смитсоновского университетов предложили способ точно идентифицировать новорожденную планету.

Новорожденная планета

Ученые исследовали звезду LkCa 15, которая находится в 518 световых годах от нас в созвездии Тельца. Ранее массив радиотелескопов ALMA подтвердил наличие у нее газопылевого диска. Астрономы углубленно изучали данные, полученные этим инструментом, и заметили два небольших образования.

Они представляли собой небольшое сгущение впереди и длинный «хвост» позади него. Оба они находились на одной и той же орбите радиусом в 42 а. е. и угол между ними составлял 120 градусов.

Если бы на этой орбите вокруг LkCa 15 находилась планета, то в указанных точках должны быть ее точки Лагранжа L4 и L5. В них силы тяжести самого объекта и звезды уравновешивают друг друга, поэтому здесь могут накапливаться твердые тела.

Исследователи проверили математические модели, и они подтвердили, что именно так должна выглядеть пыль, которая накапливается в точках Лагранжа. Сама же новорожденная планета представляет собой большой «нептун» в возрасте от одного до трех миллионов лет.

Этот метод ценен тем, что ничто, кроме планеты, не может образовывать подобную комбинацию уплотнений. И ошибиться с идентификацией планеты здесь просто невозможно. Поэтому ученые предлагают поискать подобные паттерны и в других протопланетных дисках.