Неуловимый элемент обнаружен в редком марсианском метеорите

При изучении марсианского метеорита, упавшего во Франции более 200 лет назад, ученые обнаружили неуловимый элемент криптон. Это открытие может перевернуть традиционное представление ученых о том, как скалистые планеты получают необходимые ингредиенты для жизни.

Новое исследование под руководством швейцарского научного сотрудника с докторской степенью Садрин Перон, основано на беспрецедентных измерениях криптона — инертного благородного газа внутри метеорита Шассиньи. Этот чрезвычайно необычный камень, представляющий собой внутреннюю часть Марса, открывает редкое окно в глубокую историю, во времена начального этапа формирования планет в Солнечной системе.

Планета Марс

«Мы знаем, что Марс сформировался очень быстро. Когда мы изучаем его внутренний состав, мы можем иметь представление о том, какие процессы формируют планеты земной группы на очень раннем этапе формирования Солнечной системы. У нас нет подобного рода информации о Земле, потому что нашей планете потребовалось гораздо больше времени — от 50 до 100 млн лет, чтобы сформироваться, — поэтому состав Марса дает представление о том, что происходило в Солнечной системе на очень раннем этапе своего существования», — прокомментировал Перон.

Идеальный индикатор истории

Чтобы раскрыть секреты этой древней истории, Перон и профессор Калифорнийского университета Суджой Мукхопадхьяй использовали криптон в качестве индикатора, поскольку его изотопы содержат информацию об источниках летучих веществ.

Метеорит Шассинья
Метеорит Шассиньи, который упал на Землю в 1815 году близ города Шассинье во Франции. Фото: frwiki.wiki

Летучие элементы называются так потому, что легко испаряются. Они присутствуют в туманностях, из которых рождаются звездные системы. Большинство моделей предполагают, что газы из этих туманностей доставляют часть летучих веществ на зарождающиеся планеты. Позже астероиды поставляют еще больше летучих веществ, врезаясь в планеты, пока они еще находятся на этапе формирования.

Противоположная модель эволюции Марса

Криптон, который команда исследовала внутри метеорита, переворачивает общепринятое представление об эволюции Марса. Изотопы внутри Шассиньи имеют четкие хондритовые сигнатуры. Это означает, что астероиды обрушивались на Марс и обогащали его летучими веществами задолго до того, как молодое Солнце испарило окружающую его туманность. А это, согласно исследованию, противоположно большинству моделей формирования планет.

Результаты также проливают свет на происхождение многих важных компонентов жизни, таких как водород, углерод, кислород и азот, на таких планетах, как Марс и Земля. Понимание того, как эти «летучие» элементы попали в каменистые миры, может помочь разгадать тайну возникновения жизни на Земле и то, может ли она существовать во Вселенной где-то еще.

Узнайте также о 12 интересных фактах о Марсе.