Небесные события осени 2022 года

Осень — самый любимый сезон астрономов. С одной стороны, еще не очень холодно, с другой — ночи уже достаточно длинные и позволяют проводить больше наблюдений. Вообще осеннее небо небогато яркими звездами: в наших широтах по вечерам можно наблюдать «Летний треугольник» (Вега, Денеб, Альтаир), на севере невысоко над горизонтом сияет желтая Капелла, на юге — белый Фомальгаут, до середины октября на западе виден оранжевый Арктур. Но именно нынешняя осень принесет нам немало интересных небесных событий, которые могут увидеть любители астрономии.

Осеннее равноденствие, традиционно становящееся «самой громкой» астрономической датой сезона, в этом году наступит 23 сентября. Но оно нисколько не является выдающимся с точки зрения наблюдений: наше светило в этот момент практически ничем не отличается от того, каким оно было днем ранее или будет на следующий день. Лучший способ отметить это событие — выехать в ближайшую древнюю «земляную обсерваторию» и убедиться в том, что наши предки не ошиблись с определением направления на точку захода Солнца.

Противостояния больших планет

Планеты-гиганты, собравшиеся в этом году в 90-градусном секторе между созвездиями Козерога и Тельца, продолжают вступать в противостояние Солнцу. Первым это еще в середине августа сделал Сатурн, а 16 сентября эту конфигурацию пройдет Нептун. Самую удаленную планету можно найти только с помощью телескопа или хотя бы бинокля, а диск ее удастся рассмотреть при увеличении более 80 крат. Она будет двигаться по участку неба, лишенному достаточно ярких звезд, в 6° к северо-востоку от звезды 4-й величины φ Водолея. Для ее поисков понадобится карта небесной сферы с объектами до 8-й звездной величины.

Следующая планета, которая пройдет оппозицию этой осенью — Юпитер. В отличие от Нептуна, найти его очень просто: сейчас это фактически самый яркий звездоподобный объект ночного неба. Благодаря тому, что крупнейшая планета приближается к своему перигелию (ближайшей к Солнцу точки орбиты), 26 сентября она будет находиться почти на минимально возможном расстоянии от Земли (3,953 а.е. или 591 млн км), благодаря чему ее блеск лишь немного «не дотянет» до -3ᵐ. По вечерам Юпитер будет восходить на юго-востоке, кульминировать в полночь, а на рассвете — прятаться за горизонт на юго-западе. Даже небольшой бинокль с увеличением 10-12 крат покажет четыре крупнейших спутника планеты, а детали на ее диске можно рассмотреть уже в 40-кратные инструменты.

Юпитер, сфотографированный в один и тот же момент обсерваторией Gemini North (Гавайские острова) в инфракрасном диапазоне и космическим телескопом Hubble в видимом диапазоне

Еще более интересные «приключения» ожидают Уран, который сейчас двигается очень близко к плоскости эклиптики. В ночь с 14 на 15 сентября его закроет Луна, причем это явление будет прекрасно видно со всей территории Украины (конечно, при безоблачном небе). В противостояние эта планета вступит 5 ноября, а через три дня снова состоится ее оккультация, на этот раз во время полного лунного затмения. Это невероятно редкое совпадение, но, к сожалению, в Украине мы этого явления увидеть не сможем — он будет виден в северной и восточной Азии, а также на Аляске и северо-западе Канады.

Блеск Урана ненамного превышает предел чувствительности невооруженного глаза человека, поэтому его можно попытаться увидеть без телескопа в местностях с чистым незасвеченным небом. Как и в случае Нептуна, для поисков планеты нужно воспользоваться звездной картой или программой-планетарием. Инструменты с увеличением более 60× дадут возможность различить крохотный зеленоватый уранианский диск.

Территории, с которых будет наблюдаться оккультация Урана во время лунного затемнения 8 ноября 2022 года. Пунктиром ограничена зона видимости на светлом небе. Источник: in-the-sky.org

Марс все это время будет приближаться к своему противостоянию, которое произойдет уже в начале декабря. Также стоит упомянуть о достаточно благоприятной для наблюдений западной элонгации Меркурия. Несмотря на то, что 8 октября самую маленькую планету будет отделять от Солнца всего 18°, ее нетрудно будет увидеть в первой половине месяца перед рассветом как звезду ярче нулевой величины, которая будет появляться над восточным горизонтом в утренних сумерках.

Кометы и астероиды

Осенью 2022 года противостояние пройдут три объекта Главного астероидного пояса, блеск которых достигнет или превысит 9-ю звездную величину. Первой из них станет Юнона (3 Juno) — она окажется в оппозиции 7 сентября и в этот день окажется на небе в 4,5° к юго-западу от звезды φ Водолея. Поскольку яркость ее в это время будет около 7,7ᵐ, найти ее можно теми же методами, что и Нептун — используя подробную карту нужного участка небесной сферы или программу-планетарий. Это появление Юноны относится к благоприятным, но в октябре 2031 года условия ее видимости будут еще лучше.

Вращение Юноны по данным съемки с помощью радиотелескопа ALMA (Чили)

Заметно более слабая Эвтерпа (27 Euterpe) пройдет противостояние 12 ноября. Ее блеск при этом поднимется до 8,8ᵐ благодаря тому, что она при этом будет двигаться по близкому Солнцу участку своей орбиты. Астероид расположится в созвездии Овна примерно в 4° южнее звезды Ботеин (δ Овна) и в 3° восточнее планеты Уран.

Из всех «осенних астероидов» ближе всего к перигелию будет находиться Бамберга (324 Bamberga), которая окажется в оппозиции 22 ноября. Правда, из-за сравнительно небольшого размера этого объекта его яркость в этот день едва достигнет 9-й величины. Но наблюдать его в наших широтах будет очень удобно, поскольку его видимый путь проляжет среди звезд северного созвездия Персея. Минимальное расстояние между астероидом и Землей составит 0,972 а.е. (145 млн км).

Комета C/2022 E3, открытая в марте 2022 года с помощью камеры ZTF (Zwicky Transient Facility), продолжает приближаться к Солнцу и Земле. Перигелий она пройдет в январе 2023 года, а в начале февраля приблизится к нам на 0,284 а.е. (42,5 млн км). Предполагается, что тогда ее можно будет увидеть невооруженным глазом. Небольшим любительским инструментам «хвостатая звезда» станет доступна уже в ноябре, когда будет двигаться по северной части созвездия Змеи недалеко от его условной границы с Северной Короной. Ее блеск должен превысить 9-ю звездную величину, но помните, что ко всем прогнозам яркости комет нужно относиться с осторожностью.

Метеорные потоки

Сезон достаточно мощных осенних метеорных потоков открывают Дракониды, «рожденные» короткопериодической кометой Джакобини-Циннера (21P/Giacobini–Zinner). В прошлом году она прошла самую удаленную от Солнца точку своей орбиты, и там же сейчас находится основная часть метеорного роя, а значит, этой осенью ожидать заметных всплесков его активности не стоит — в максимуме 9 октября он «выдаст» свои обычные 15-20 метеоров в час. . Радиант этого потока в наших широтах не заходит за горизонт, почти всю ночь находясь над его северо-западной и северной частями. Следует помнить, что в нынешнем году наблюдениям будет мешать почти полная Луна.

Похожая ситуация с Орионидами, связанными со знаменитой кометой Галлея (1P/Halley). Она также сейчас движется вблизи афелия, поэтому активность потока ожидается на уровне «средних» значений — около 20 в час. Его максимум приходится на 21-22 октября, в это время созвездие Ориона восходит примерно в полночь.

Очень яркий метеор (болид) из потока Орионид. Яркая оранжевая звезда слева — Бетельгейзе (α Ориона). Источник: Anne Danielsen

В середине октября появляются первые метеоры потока Южных Таурид, максимум которого приходится на начало ноября. Часовое число «падающих звезд» в это время достигает 15. Еще мощнее северная «ветка» этого потока с пиком 7-8 ноября — в эти дни она «производит» до 30 метеоров в час. На текущий год астрономы прогнозируют усиление его активности. Оба роя с радиантом в созвездии Тельца, в конце осени восходящего вечером и остающегося над горизонтом всю ночь, связывают с известной кометой Энке (2P/Encke).

Наконец, с первой недели и почти до конца ноября наблюдаются Леониды — весьма известный поток, порожденный кометой Темпеля-Таттла (55P/Tempel-Tuttle). Несколько лет его активность была на минимуме и даже в пиковую дату 17-18 ноября не превышала 15 метеоров в час. Но сейчас комета приближается к Солнцу и пройдет перигелий весной 2031-го, поэтому возможна постепенная активизация потока. Его радиант в созвездии Льва восходит во второй половине ночи, но, к сожалению, до 20 ноября неподалеку от него будет находиться Луна.

Октябрьское солнечное затмение

Выше уже упоминалось лунное затмение 8 ноября, недоступное наблюдениям в Европе. Частное солнечное затмение 25 октября будет прекрасно видно со всей территории Украины в очень благоприятных условиях. В Киеве Луна начнет закрывать диск нашего светила в 12 часов 22 минуты 45 секунд по местному летнему времени и в момент максимальной фазы, которая наступит в 13:36:45, закроет его почти на 61% диаметра. Еще большую фазу можно увидеть в Сумах и Харькове (65% и 66% соответственно), а также в оккупированном Луганске, где она достигнет 68%. В наихудших условиях окажутся жители Закарпатья, где Солнце затмится лишь наполовину.

Вид Солнца в Киеве во время максимальной фазы затмения 25 октября 2022 года (зенит вверху). Источник: StarryNight

Приблизительно в одном градусе от Солнца на небе расположится Венера, но общее потемнение даже во время максимальной фазы затмения окажется недостаточным для того, чтобы ее заметить. Вообще это затмение нигде на Земле не будет видно как полное или кольцеобразное. Наибольшая возможная фаза 86,2% ожидается в точке с координатами 61,6° с.ш., 77,4° в.д. недалеко от сибирского города Нижневартовск.

Напоминаем, что когда наше светило находится более чем в половине градуса над горизонтом, смотреть на него, не защитив глаза темным стеклом или специальным зеркальным фильтром, ни в коем случае нельзя во избежание повреждения зрения.