12 интересных фактов об Уране

Зеленоватый Уран считается самой скучной из планет Солнечной системы. И все же о нем есть что рассказать.

Уран — седьмая планета от Солнца
Уран — седьмая планета Солнечной системы

1. Уран — первая планета, открытая в Новое время

Уран — седьмая от Солнца планета. Однако он является первой планетой, имя первооткрывателя которой нам известно. Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн были хорошо знакомы еще древним грекам. Но о существовании других планет люди узнали только в XVIII веке.

Первооткрывателем Урана является английский астроном Уильям Гершель. Он был прежде всего «охотником за кометами», и когда в 1781 году увидел движущуюся между звездами туманную точку, то сначала подумал, что открыл именно «хвостатую гостью». Интересно, что до этого исследователи неба видели Уран как минимум 21 раз, но принимали его за очень слабую звезду.

Уильям Гершель, открывший Уран
Уильям Гершель — первооткрыватель планеты

2. Уран назван в честь предка богов и титанов

Уран назван в честь греческого бога неба, сына Хаоса. При этом это единственная планета, названная в честь не римского бога, а его греческого соответствия. Если верить мифам, то  остальные большие небесные тела, включая Плутон и Цереру, являются его детьми, внуками или правнуками. И только Гея-Земля приходится ему сестрой.

Кроме жителей Олимпа, мифологический Уран стал отцом нимф, титанов, которые воевали с богами, одноглазых великанов циклопов и сторуких гигантов — гекатонхейров.

Бог неба Уран является отцом других богов
Бог Уран породил множество мифических существ

3. Планету собирались назвать в честь английского короля

Планета могла получить имя не греческого бога, а английского короля. По крайней мере, сам Гершель, когда его попросили дать название открытому объекту, предложил Georgium Sidus. То есть назвать седьмую планету Солнечной системы предлагалось в честь Георга III, который как раз находился на английском престоле.

Название планеты оставалось спорным несколько десятилетий. Некоторые хотели назвать ее в честь самого астронома. Название «Заря Георга» дольше всего продержалось в самой Великобритании. Только с 1850 года планету там стали называть Ураном.

Английский король Георг III
Король Георг III, в честь которого могли назвать седьмую планету

4. В 2028 году на Уране будет летнее солнцестояние

Среднее расстояние Урана от Солнца составляет 2,8 млрд км. Поэтому один оборот вокруг светила он делает за 84 земных года. На планете есть смена времен года, и в 2007 году она прошла точку весеннего равноденствия (для северного полушария).

Однако летнее солнцестояние на Уране придет только в 2028 году. Перед этим оно было только в 1944-м. Поэтому человек, проживший один местный год, может гордиться долголетием.

Один оборот Уран делает за 84 земных года
Один оборот вокруг Солнца Уран делает за 84 года

5. На Уране можно проверить идеальность своего зрения

Несмотря на то, что Уран находится далеко от Солнца и многие века скрывался от астрономов, увидеть его невооруженным глазом все же можно. Видимая звездная величина планеты колеблется от 5,7ᵐ до 6,0ᵐ.

Это значит, что для того, чтобы увидеть Уран без бинокля, нужно иметь идеальные условия и такое же зрение. Но и в этом случае он виден только как едва заметная звездочка. Рассмотреть больше можно только с помощью астрономических приборов.

Уран на небе тусклее Марса
Уран на небе

6. Уран — катящаяся планета

Наклон экватора Урана к плоскости его орбиты составляет 97°. Это значит, что планета движется, словно лежа на боку и немного перевернувшись «вниз головой». Можно было бы сказать, что она «катится» по орбите, но направление вращения у нее противоположное к тому, что было бы у колеса в этом случае.

Из-за этого на Уране отсутствует нормальное изменение дня и ночи. Почти 42 года на одном из полюсов все время светло, а на другом — всегда темно. И только у экватора сутки похожи на наши, хотя и значительно короче. При этом Солнце двигается по кругу над горизонтом, иногда скрываясь за него.

Наклон плоскостей экваторов планет Солнечной системы

7. Магнитное поле Урана не привязано к центру планеты

Как и на Земле, магнитные полюса Урана смещены относительно истинных. Южный магнитный полюс находится в северном полушарии планеты, а северный — наоборот, в южном. При этом магнитная ось не проходит через ее центр.

Такая необычная ситуация, скорее всего, связана с тем, что на Уране магнитное поле  создается не ядром, а областями в более наружных слоях, где существуют значительные потоки вещества. Поэтому центр магнитного диполя планеты находится на расстоянии 1/3 от ее центра.

8. Уран — самая холодная планета Солнечной системы

Нептун находится от Солнца дальше, чем Уран. И средняя температура на нем ниже, чем у его соседа. Но самое холодное место на поверхности — именно на седьмой планете. Это нижние слои атмосферы.

Самая низкая температура, зафиксированная здесь, достигает -224 градуса по Цельсию. Причиной таких экстремальных условий являются длинные «полярные ночи», когда некоторые участки поверхности более 40 лет не видят солнечного света.

Уран
Уран — самая холодная планета Солнечной системы

9. На Уране есть темное пятно

Атмосфера Урана считается самой спокойной среди планет-гигантов. Когда космический аппарат Voyager 2 впервые подлетел к ней, ученые увидели всего несколько небольших облаков. Но все же атмосферные неоднородности там есть.

Доказательством этому служит Большое темное пятно, найденное на Уране в 2006 году. Она аналогична такому же явлению на Нептуне. Это невероятно мощный ураган, скорость ветра в котором может достигать 200 м/с.

Темная плама на Урани
Темное пятно на Уране — гигантский водоворот

10. Уран пахнет тухлыми яйцами

В 2018 году с помощью спектрографа NIFS был определен состав верхних слоев уранианской атмосферы. Оказалось, что облака в этом слое состоят из замерзшего сероводорода. Это то же вещество, которое придает тухлым яйцам их неповторимый «аромат».

Наличие этого вещества в верхних слоях планеты свидетельствует о том, что Уран не образовался на орбите, на которой находится сейчас. Как и все планеты-гиганты, он родился ближе к Солнцу и мигрировал на свое настоящее место в первые десятки миллионов лет существования.

В атмосфере Урана
Атмосфера Урана содержит много слоев

11. Уран имеет 13 колец

Кольца Урана были обнаружены в 1977 году. Это первый подобный объект, который люди увидели после открытия главного украшения Сатурна. Находка была обнаружена, благодаря наблюдению того, как планета закрывает дальнюю звезду.

Всего у Урана 13 колец. Два из них были открыты только в 2005 году. Интересно, что о наблюдениях подобных структур писал еще Уильям Гершель, но современные исследователи сомневаются, что он действительно мог их видеть.

12. Спутники планеты названы в честь героев Шекспира и Поупа

Все 27 известных на данный момент уранианских спутников получили названия, связанные с английской поэзией и драматургией. Три спутника — Ариэль, Умбриэль и Белинда — носят имена героев поэмы Александра Поупа «Похищение локона».

Шесть крупнейших спутников планеты
Шесть крупнейших спутников Урана

Остальные же названы в честь персонажей разных произведений Уильяма Шекспира. Больше всех повезло пьесе «Буря». Имена ее героев носят 9 спутников седьмой планеты. Также в этом произведении есть персонаж по имени Ариэль, так что можно считать, что в названиях спутников Урана это произведение упомянуто 10 раз.