Hubble рассказал о погоде на Уране и Нептуне

Новости астрономии, астрофизики и космологии

Космический телескоп Hubble обнаружил новые вихри, возникшие в атмосферах ледяных гигантов Урана и Нептуна. По всей видимости, их появление связано с погодными циклами. Наблюдения были проведены в рамках проекта OPAL (Outer Planet Atmospheres Legacy), предусматривающего мониторинг сезонных изменений внешних планет Солнечной системы.

Уран (слева) и Нептун (справа) в ноябре 2018 г. Снимок сделан космическим телескопом Hubble, Источник: NASA, ESA, A. Simon (NASA Goddard Space Flight Center), and M.H. Wong and A. Hsu (University of California, Berkeley)

Полученное в ноябре 2018 г. изображение Нептуна демонстрирует характерный темный шторм. Его протяженность составляет 11 тыс. км, что сопоставимо с диаметром Земли. Это уже четвертая подобная формация, замеченная орбитальным телескопом за последние 25 лет. Результаты наблюдений говорят о том, что темные шторма возникают на Нептуне каждые 4-6 лет и в среднем «живут» около двух лет.

Темный шторм окружен белыми «облаками-компаньонами». Hubble наблюдал их и вокруг предыдущих вихрей. Они формируются из-за связанных со штормом восходящих потоков, увлекающих газы из глубин атмосферы планеты в ее верхние слои, где они замерзают и образуют яркие кристаллы метанового льда. Также на снимке можно увидеть длинное тонкое облако — временное явление, не связанное с вихрем.

Нептун в ноябре 2018 г. Снимок сделан космическим телескопом Hubble, Источник: NASA, ESA, A. Simon (NASA Goddard Space Flight Center), and M.H. Wong and A. Hsu (University of California, Berkeley)

Предыдущие наблюдения демонстрировали повышенную облачную активность в регионе, где сейчас расположен темный шторм. Это говорит о том, что воронка сформировалась глубоко в недрах нептунианской атмосферы и стала видимой лишь сейчас, когда вихрь «пробился» в верхние слои газовой оболочки планеты.

Что касается Урана, то на новых снимках видна огромная штормовая система на его северном полюсе. По мнению ученых, ее происхождение связано с особенностями вращения ледяного гиганта. В отличие от остальных планет Солнечной системы, Уран фактически лежит на боку: плоскость его экватора наклонена к плоскости орбиты под углом 97,86°. Это значит, что он вращается ретроградно, в положении «на боку слегка вниз головой».

Уран в ноябре 2018 г. Снимок сделан космическим телескопом Hubble, Источник: NASA, ESA, A. Simon (NASA Goddard Space Flight Center), and M.H. Wong and A. Hsu (University of California, Berkeley)

Если другие большие планеты можно сравнить с вращающимися волчками, то Уран больше похож на катящийся шар. Из-за подобного вращения во время местного лета (длящегося 42 года) один из уранианских полюсов постоянно освещен никогда не заходящим Солнцем. Северное полушарие Урана сейчас как раз приближается к середине летнего сезона. Скорее всего, штормовая система на его полюсе сформировалась в результате сезонных изменений атмосферных циркуляций.

На окраине полярного шторма Урана хорошо заметно большое компактное облако, состоящее из мелких кристаллов метана. Иногда оно бывает таким ярким, что его могут сфотографировать астрономы-любители. На снимке телескопа Hubble также выделяется узкий облачный пояс, опоясывающий планету к северу от экватора. Механизм его формирования пока остается загадкой для ученых.