NASA запустила новую систему для оценки опасности астероидов

На сегодняшний день астрономам удалось обнаружить порядка 28 тысяч околоземных астероидов. И это далеко не окончательная цифра. В среднем обзорные телескопы ежегодно находят порядка трех тысяч ранее неизвестных объектов. А если учесть то, что уже в ближайшее время в строй будет введен ряд мощных телескопов нового поколения, то можно ожидать значительного увеличения числа открытий.

Диаграмма, показывающая орбиты 2200 потенциально опасных околоземных астероидов. Источник: NASA/JPL-Caltech

Предвосхищая этот «всплеск», сотрудники Центра изучения околоземных объектов NASA (Center for Near Earth Object Studies, CNEOS) разработали новую версию системы, предназначенной для оценки опасности околоземных астероидов, которые в будущем могут столкнуться с Землей. Она получила название Sentry-II. Эта система позволит значительно увеличить точность прогнозирования подобных событий.

Первая версия Sentry была разработана Лабораторией реактивного движения еще в 2002 году. Она весьма эффективно справлялась со своими задачами. Менее чем за час с ее помощью можно было надежно рассчитать вероятность столкновения со вновь открытым астероидом на ближайшие сто лет.

Эффект Ярковского и другие особые случаи

Однако, несмотря на все достоинства Sentry, у нее имелись и некоторые недостатки. Например, алгоритм учитывал только гравитационные взаимодействия, которые могут повлиять на орбиту астероида. Но существуют и т. н. особые случаи, в числе которых эффект Ярковского. Он заключается в появлении слабого реактивного импульса за счет теплового излучения от нагревшейся днем и остывающей ночью поверхности астероида, придающего ему дополнительное ускорение.

Поскольку оригинальный Sentry не учитывал эффект Ярковского, астрономам приходилось прибегать к трудоемким ручным расчетам в случае с астероидами вроде Апофиса или Бенну, представляющими наибольшую потенциальную угрозу для Земли. Также у Sentry были проблемы с оценкой изменения орбит астероидов, пролетающих на очень небольшом расстоянии от Земли и подвергающихся сильному гравитационному воздействию со стороны нашей планеты.

По словам разработчиков, Sentry-II полностью учитывает все особые случаи. Благодаря этому алгоритм может проводить оценку всех возможных столкновений, вплоть до наименее вероятных. Новая система уже используется для мониторинга околоземных объектов.

Напомним, что недавно NASA запустила аппарат DART. Его целью является проверка возможности изменить орбиту потенциально опасного астероида путем кинетического воздействия (тарана).

По материалам https://www.jpl.nasa.gov