NASA свернула миссию по изучению лунного льда

NASA объявила о невозможности выполнения основной цели миссии Lunar Flashlight по изучению льда на южном полюсе Луны. В то же время аппарат по-прежнему остается на связи с Землей и организация пока еще не приняла решение о его дальнейшей судьбе.

Борьба за спасение лунного кубсата

Lunar Flashlight представляет собой 14-килограммовый космический аппарат, созданный на базе платформы кубсат. Основное предназначение спутника — поиск следов водяного льда и летучих веществ в полярных кратерах Луны. Для этого Lunar Flashlight оснащен инфракрасным лазером и спектрометром. План миссии предполагал, что во время пролета над полярными кратерами  спутник подсветит их дно при помощи лазера. Затем спектрометр проанализирует отразившийся от лунной поверхности свет, что позволит определить ее состав.

Концепт миссии Lunar Flashlight
Концепт миссии Lunar Flashlight. Источник: NASA

Кубсат был запущен 11 декабря 2022 года. Он успешно отделился от ракеты, после чего приступил к самостоятельному полету. К сожалению, вскоре после этого инженеры выявили проблемы. Три из четырех двигателей кубсата не смогли заработать на полную мощность. По мнению инженеров, это произошло из-за засорения топливопроводов каким-то мусором. Дело в том, что топливная система аппарата была изготовлена на 3D-принтере с использованием принципа спекания металлического порошка лазером. В NASA считают, что металлические частицы могли повредить топливопроводы, что не позволило двигателям развить нужную тягу.

Чтобы спасти миссию, инженеры разработали новый план. Его суть заключалась в том, что Lunar Flashlight останется на удаленной орбите вокруг Земли, на которой он раз в месяц осуществлял пролеты южного полюса Луны. Это позволило бы кубсату выполнить основную часть своей научной программы.

В феврале 2023 года Lunar Flashlight попытался выполнить серию коррекций курса, которая бы позволила ему перейти на нужную орбиту. Также были предприняты попытки разблокировать топливопроводы. Однако, несмотря на некоторый успех, тяги двигателя не хватило, чтобы выполнить необходимый маневр. В результате NASA пришлось объявить о невозможности достичь целей миссии.

Дальнейшая судьба Lunar Flashlight

Несмотря на то, что Lunar Flashlight так и не удалось добраться до Луны, миссию нельзя назвать полным провалом. В ее ходе был испытан целый ряд экспериментальных приборов и технологий. Среди них  бортовой компьютер Sphinx, радиокомплекс IRIS, который позволяет проводить точную навигацию в глубоком космосе, а также новая двигательная установка, работающая на нетоксичном топливе ASCENT.

Спутник Lunar Flashlight
Спутник Lunar Flashlight. Источник: NASA

Также стоит отметить, что Lunar Flashlight все еще продолжает функционировать. 17 мая он пролетит на расстоянии 65 тыс. км от Земли, после чего перейдет на гелиоцентрическую орбиту. В NASA пока что не приняли решения по поводу дальнейшей судьбы аппарата. Возможно, организация сумеет найти для него какую-то новую цель.