NASA не будет отправлять ученых на МКС

Из-за дефицита бюджета на 2023 год NASA не будет реализовать проект CERISS. Он предусматривал отправку на МКС профессиональных ученых с целью ускорения проводимых там исследований.

Эксперименты на МКС
Эксперименты на МКС. Источник: NASA

Дефицит бюджета в NASA

Глава отдела физических и биологических исследований NASA Крейг Кундрот на совещании всех руководителей подразделений 18 января заявил, что в 2023 году его команда откажется от проекта CERISS, предусматривавшего отправку на МКС профессиональных ученых, занимающихся узкими научными проблемами. Причиной тому стал дефицит бюджета в аэрокосмической администрации.

В 2022 году подразделение Кундрота получило финансирование в размере 82,5 млн долларов. На 2023 они запросили 100,4 млн. Из них 10 млн должны пойти непосредственно на проект CERISS. Однако в утвержденном в декабре проекте бюджета космического агентства стоит цифра 85 млн. С учетом инфляции это получается даже меньше, чем в прошлом.

В таких условиях отдел попросту не может позволить себе реализацию CERISS. Вместо реальной подготовки ученых к космическим полетам они займутся планированием на будущее. Кундрот, который в конце месяца покинет NASA, сообщил, что сокращение бюджета повлияет и на другие программы отдела. В частности, проекты по программам «Процветание в глубоком космосе» и «Квантовая физика» этой весной будут выбраны. Но деньги на их реализацию появятся только в 2024 году.

Зачем ученым лететь в космос?

На Международной космической станции проводится огромное количество экспериментов, иногда посвященных очень узким научным проблемам. Астронавты, которые их проводят, хотя и имеют соответствующую подготовку и иногда даже научные степени, специалистами в таких вопросах не являются.

В июле 2022 года появилась идея возобновить практику запуска в космос профессиональных ученых, существовавшую когда-то в 1980-е годы. Уже упомянутый Крэйг Кундрот тогда обещал ускорение исследований на борту МКС в 10—100 раз.

С тех пор NASA готовилась реализовать эти планы и дважды направляла научному сообществу запросы о том, какие именно исследования они готовы проводить на борту МКС. Они позволят в дальнейшем планировать коммерческие научные миссии. Срок подачи заявлений по ним истекает только 31 марта. Но теперь их будущее остается непонятным.

По материалам Spacenews.com.