NASA готовится отложить возвращение людей на Луну

NASA рассматривает возможность изменить задачи миссии Artemis III в случае возникновения серьезных задержек с готовностью ее ключевых компонентов. Об этом заявил глава директората развития исследовательских систем NASA Джим Фри.

Космический корабль Starship Human Landing System (HLS) для миссии Artemis III
Космический корабль Starship Human Landing System (HLS) для миссии Artemis III (концепт). Источник: SpaceX

Миссия Artemis III должна быть запущена в конце 2025 года. В ее рамках NASA планирует высадить двух астронавтов на южный полюс Луны при помощи спускаемого аппарата Starship LHS, созданием которого занимается компания SpaceX.

Пока что NASA не меняла формальную дату запуска Artemis III. Но сейчас практически никто не сомневается, что такой перенос состоится. Основная причина — состояние готовности Starship LHS. Несколько недель назад представители NASA посетили базу SpaceX, чтобы на месте ознакомиться с тем, как обстоят дела с созданием аппарата. По словам Фри, компания предоставила обновленный график разработки Starship LHS. В настоящее время NASA изучает его, после чего внесет коррективы в свои планы.

Фри также отметил, что в случае длительных задержек с созданием необходимой для  Artemis III техники, NASA рассматривает возможность изменить цели миссии. Он не назвал в чем конкретно будет выражаться такое изменение. Но очевидно, что без Starship LHS членам экипажа Artemis III не удастся ступить на лунную поверхность.

Готовность миссии Artemis II

Что касается миссии Artemis II, то в ее случае дела обстоят куда благоприятнее. NASA активно занимается ее подготовкой. И хотя существует ряд факторов, которые могут сдвинуть дату запуска экспедиции, пока что инженерам удается справляться с возложенными задачами без серьезных задержек.

План полета миссии Artemis II. Источник: NASA

Основное беспокойство сейчас вызывает теплозащитный экран корабля Orion, который получил большие, чем предполагалось, повреждения в ходе миссии Artemis I в прошлом году. Инженеры все еще работают над определением основной причины произошедшего, проводя тесты в дуговой камере, имитирующей условия входа в атмосферу.

На данный момент запуск Artemis II запланирован на ноябрь 2024 года. В ходе миссии корабль Orion с четырьмя астронавтами должен будет облететь Луну, а затем вернуться на Землю.