Найдена редкая двойная система

Используя телескоп Gemini North, астрономы провели наблюдения двойной системы, известной под обозначением SDSS J222551 (SDSS J222551.65+001637.7AB). Оказалось, что она состоит из белого и коричневого карлика.

Двойная система SDSS J222551.65+001637.7AB. Источник: French et al, 2022

SDSS J222551 расположена на расстоянии 711 световых лет от Земли. Ее обнаружили еще в 2006 году, но до недавнего времени у астрономов было мало сведений об этой системе. Ее основной компонент представляет собой богатый водородом белый карлик, чья масса на треть меньше массы Солнца. Что же касается второго компонента системы, то его природа оставалась под вопросом.

Чтобы прояснить природу спутника белого карлика, астрономы прибегли к помощи спектрографа GNIRS, установленного на телескопе Gemini North. Собранные им данные помогли установить, что этот объект представляет собой коричневый карлик. Его масса оценивается в 25 – 53 массы Юпитера, а орбита проходит на дистанции 207 а. е. от белого карлика (это в пять раз больше, чем расстояние от Солнца до Плутона). Также астрономам удалось установить возраст системы. Он составляет порядка 2 млрд лет.

На сегодня SDSS J222551 является лишь восьмой известной астрономам системой, состоящей из белого и коричневого карлика. По словам авторов находки, два ее компонента эволюционируют отдельно, так как находятся на большом расстоянии друг от друга. При этом, оно увеличилось почти в три раза после формирования белого карлика. По оценкам ученых во времена, когда он еще представлял собой обычную звезду, орбита коричневого карлика пролегала на расстоянии около 70 а. е.

Ранее мы рассказывали о том, как астрономы нашли остатки древних планет на орбите вокруг двух белых карликов.