Найдена экзопланета которая могла лишиться своей атмосферы

Международная команда исследователей объявила об обнаружении ранее неизвестной экзопланеты. Предполагается, что в прошлом она могла полностью лишиться своей атмосферы.

Горячая суперземля в представлении художника. Источник: ESA/Hubble

Открытие было сделано космическим телескопом TESS. Ему удалось обнаружить периодические изменения яркости звезды TOI-784, расположенной на расстоянии 210 световых лет от Земли. Она представляет собой желтый карлик, который примерно на 10% легче и меньше Солнца. Возраст звезды оценивается в 7,8 млрд лет.

Данные TESS показали, что TOI-784, обладает компаньоном, чей радиус в 1,93 раза превосходит радиус Земли. Последующие наблюдения при помощи наземных обсерваторий позволили установить ее массу. Она составляет 9,67 массы Земли, что дает среднюю плотностью в 7,4 г/см³. Таким образом при размере, сопоставимом с мининептуном, открытая TESS экзопланета представляет собой скалистую суперземлю.

Находка интересна тем, что найденная экзопланета попадает в т. н. разрыв Фултона.  Этим термином астрономы обозначают сравнительно «пустой» промежуток, наблюдаемый в распределении экзопланет радиусом в 1,5 — 2 земных. Ученые предполагают, что разрыв Фултона обозначает границу между суперземлями и мининептунами. Согласно достаточно популярной версии, образование этих тел изначально протекает одинаково и разделяется лишь на финальных этапах, когда звездный ветер «сдувает» большую часть атмосферы некоторых планет, оставляя каменистое ядро. Вполне возможно, что именно такая судьба постигла найденную TESS экзопланету.

В завершение стоит сказать, что спектрографические наблюдения показали, что TOI-784 обладает еще одной экзопланетой. Скорее всего, она не является транзитной. Ее масса оценивается в 12,6 – 31,1 массы Земли.

По материалам https://arxiv.org