На Земле обнаружены редчайшие лунообразные кратеры от мощных столкновений

На территории американского штата Вайоминг геологи обнаружили невиданные ранее на Земле метеоритные кратеры. Они образовались в результате мощного удара за миллионы лет до того, как на планете появились динозавры.

Кратеры
Вторичные (сателлитные) кратеры широко распространены на скалистых телах Солнечной системы, но очень редко встречаются на Земле. Фото: Unsplash

Группа немецких и американских ученых описывает свое исследование в Geological Society of America Bulletin. По мнению геологов, обнаруженные кратеры были образованы материалом, выброшенным в результате более крупного первичного падения метеорита около 280 млн лет назад. Вторичные (сателлитные) кратеры широко распространены на скалистых телах Солнечной системы, не имеющих атмосферы либо с тонкой атмосферой — таких, как Луна и Марс. Однако они крайне редко встречаются на объектах с мощной атмосферой — например, на Земле или Венере.

«Мы впервые нашли доказательства того, что на Земле было возможным вторичное образование кратеров», — пишут исследователи в статье.

Вторичные кратеры

Ученые обнаружили и изучили 31 кратер диаметром от 10 до 70 м в так называемом поле ударных кратеров Вайоминга. Они рассыпаны на площади 40×90 км недалеко от городов Каспер, Дуглас и Лэрэми. Кратеры нашли с использованием данных со спутников и беспилотных летательных аппаратов.

На Земле уже обнаружено 208 ударных структур. Еще 60 потенциальных кратеров требуют дальнейшего изучения для подтверждения. Небольшое их количество и сложное обнаружение связано с эрозией и другими геологическими процессами, а также с большим количеством воды, покрывающей поверхность планеты. Вторичные ударные кратеры идентифицируются по их небольшой глубине и некруглой форме, а также по лучеобразным узорам, расходящимся от первичного кратера — явлению, которое легко наблюдать в кратере Тихо на Луне.

Кратер Тихо
Кратер Тихо на Луне. Вторичные кратеры отмечены желтым цветом. Фото: Wikipedia

Зрелищное событие

Столкновение, создавшее кратерное поле и первичный кратер, было очень зрелищным. Астероид размером 2-3 км врезался в нашу планету, образовав огненный шар диаметром 120 км. Все в радиусе 200 км было выжжено. Обломки вылетели из основного кратера, а затем снова ударились о Землю со скоростью от 700 до 1000 м/с.

Свидетелями этого смертоносного события были ранние животные. 280 млн лет назад возникли первые насекомые, земноводные, рыбы. Первые динозавры появились лишь 40 млн лет спустя. Сама Северная Америка в то время являлась частью единого суперконтинента Пангеи. Ударные кратеры были быстро «похоронены» осадочными породами на миллионы лет, пока не образовались горы на западе США (это произошло от 80 до 35 млн лет назад).

Напомним, что ранее ученые выяснили, что гигантское столкновение не лишало Землю воды.