На окраине Млечного Пути обнаружены колоссальные древние структуры

Во внешних областях диска Млечного Пути обнаружен набор огромных структур. Выглядят они, как некие массивные вращающиеся «волокна» неизвестного происхождения. Открытие произошло благодаря космической обсерватории Gaia Европейского космического агентства во время составления трехмерной карты нашей галактики с невероятной точностью. Результаты исследования опубликованы в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Млечный Путь
Млечный Путь. Фото: Unsplash

Преимущество Gaia

Обсерватория Gaia вращается вокруг Солнца вместе с Землей по круговой орбите в точке Лагранжа L2 системы Солнце-Земля гравитационно устойчивого кармана пространства, созданного взаимодействиями между двумя телами. В эту же область вскоре будет отправлен телескоп Джеймса Уэбба, запуск которого запланирован на 24 декабря 2021 года.

От этой точки Gaia изучает звезды во Млечном Пути в течение длительного периода, наблюдая, как их положение меняется на фоне более далеких объектов. Этот эффект позволяет использовать параллакс для расчета расстояний до светил. На Земле атмосферные эффекты мешают подобным измерениям.

С точки зрения своего положения в космосе, Gaia имеет преимущество, которое успешно использует. С момента запуска в 2013 году данные космического телескопа выявили ряд структур и звездных ассоциаций, о которых ученые даже не подозревали.

Что из себя представляют древние структуры?

На основе данных, полученных в декабре прошлого года с улучшенной точностью параллакса, была построена схема, на которой нашли отражение многие ранее неизвестные вращающиеся нитевидные структуры на краю галактического диска. Их обнаружила группа под руководством астронома Шервена Ляпорта из Университета Барселоны в Испании.

Млечный Путь
Карта всего неба Млечного Пути, показывающая крупномасштабные дисковые структуры средней плоскости.

Причем их количество оказалось слишком большим, чтобы объяснить появление прошлыми взаимодействиями с мелкими галактиками-спутниками, как это предполагают общие модели образования Млечного Пути. Авторы считают, что это остатки приливных рукавов диска Млечного Пути, которые в разное время возбуждались различными галактиками-спутниками.

Гипотеза о взаимодействии

Наша галактика сейчас окружена примерно 50 такими спутниками и в прошлом поглотила множество других галактик. Считается, что сейчас структура Млечного Пути нарушается карликовой галактикой Стрельца, но в более далеком прошлом он взаимодействовал с другим спутниками, такими, например, как карликовая галактика Гайя-Энцелад, обломки которой рассеялись на окраинах Млечного Пути.

В более раннем исследовании эта же группа ученых установила, что в одной из нитевидных структур внешнего диска есть звезды, возраст которых в основной своей массе превышает 8 млрд лет. То есть она не могла образоваться при взаимодействии с одной только относительно молодой галактикой Стрельца.

Напомним, что ранее мы показывали взгляд на Млечный Путь «рыбьим глазом».