На Марсе нашли богатый водой опал

Ученые нашли среди образцов пород, которые когда-то изучал в кратере Гейла марсоход Curiosity, опал. Это аморфная форма кремнезема, к которому физико-химическими силами присоединена вода. Теоретически этот материал может указать на скрытые источники воды.

Светлые ореолы на разломах — опал.
Светлые ореолы на разломах — опал. Источник: Malin Space Science Systems/NASA/JPL-Caltech

Открытие в образцах Curiosity

Много лет марсоход Curiosity изучает кратер Гейла на Марсе. Недавно группа, работающая с данными его нейтронного детектора, смогла двумя независимыми методами подтвердить наличие в некоторых старых образцах минералов, содержащих воду.

Дело в том, что кратер Гейла усеян большим количеством разломов. Архивные данные из его камер показывают, что породы, образующие вокруг них ореолы, чрезвычайно схожи между собой. Данные из лазерного спектрографа, установленного на марсоходе, показали, что светлый минерал, из которого они состоят, ничто иное, как опал.

Поскольку опал содержит большое количество физико-химически связанной воды, исследователи решили обратиться к данным детектора нейтронов, который также установлен на Curiosity. Он показал повышенное количество этих частиц, свидетельствующих о том, что важнейшего для жизни соединения в этих образцах действительно немало.

Почему найденный на Марсе опал важен?

На Земле мы привыкли воспринимать опал как полудрагоценный камень. На самом деле это аморфная форма хорошо нам известного соединения — оксида кремния, известного также как кремнезем. Физико-химические силы позволяют молекулам этого вещества подсоединять к себе произвольное количество молекул воды.

Поэтому на Земле опалы образуются преимущественно в различных влажных экстремальных местах, таких как дно озер и океанов и горячие гейзеры. Ученые надеются, что такие могут существовать и на Марсе даже сейчас, когда он давно уже не является влажным и теплым.

Ученые уверены, что если где-то на Красной планете может существовать среда, которая могла бы обогатить кремнезем водой, то она должна скрываться среди разломов на дне кратеров. И, возможно, именно опал укажет на место, где его нужно искать. В будущем эти места могут стать источником воды для марсианских колоний.