На Марсе существовали самые глубокие и быстрые реки в Солнечной системе

Ровер Perseverance сейчас исследует марсианский кратер Езеро в рамках своей миссии по поиску доказательств древней жизни на Марсе. История воды на Красной планете имеет ключевое значение для поиска жизни. Ученые считают, что Марс потерял воду около 4 млн лет назад. А теперь марсоход обнаружил доказательства того, что на планете когда-то была одна из самых глубоких и быстрых рек, обнаруженных на планете.

Skrinkle Haven
Марсоход NASA Perseverance сделал эту мозаику холма, названного Pinestand. Ученые считают, что высокие осадочные слои, сложенные друг на друга, могли быть образованы глубокой, быстро текущей рекой. Кредит: NASA/JPL-Caltech/ASU/MSSS

Инструмент Mastcam-Z на борту марсохода сделал серию сотен снимков, которые были склеены в панорамную мозаику, демонстрирующую ландшафт под названием Pinestand. На изображении можно увидеть много слоев осадочных пород, оставленных древней рекой. Структура осадочных пород свидетельствует о том, что река, которая протекала здесь миллионы лет назад, была быстрой и очень глубокой.

«Находка указывает на то, что река была очень быстрой и переносила много материала с обломками пород. Чем мощнее поток воды, тем более тяжелые куски скал и камней он способен переносить. Было очень приятно найти на другой планете процессы, которые нам так хорошо знакомы здесь, на Земле», — сказала Либби Айвз из Лаборатории реактивного движения NASA.

Ученые считают, что эти полосы скал могли быть образованы очень быстрой, глубокой рекой — первые в своем роде доказательства были найдены на Марсе. Марсоход NASA Perseverance снял эту сцену в месте под названием Skrinkle Haven с помощью камеры Mastcam-Z между 28 февраля и 9 марта 2023 года. Авторство: NASA/JPL-Caltech/ASU/MSSS

Доказательства того, что здесь когда-то протекала река, также можно увидеть в этой мозаике соседних скал, которые имеют полосатую структуру. «Ветер действовал как скальпель, который срезал верхушки этих залежей. Мы видим подобные отложения на Земле, но они никогда не бывают настолько открытыми, как здесь, на Марсе. Земля покрыта растительностью, скрывающей эти слои», — объясняет ученый команды Perseverance Майкл Лемб из Калифорнийского технологического института (Caltech).

Эти снимки были сделаны, когда Perseverance исследовал участок кратера, который является местом древней речной дельты. Эта особенность — одна из причин, почему Езеро является таким интересным для исследования, поскольку это перспективное место для поиска доказательств жизни.

«Мы вступили в новую фазу изучения истории Езеро. Теперь мы имеем представление о реках на Марсе в другом масштабе, чем раньше», — сказала заместитель научного руководителя проекта Perseverance Кэти Стек Морган из JPL.

Ранее мы сообщали о том, как Perseverance заметил зловещие признаки приближающегося катаклизма на Марсе.