На Марсе обнаружили новые древние озера

Анализируя снимки Mars Reconnaissance Orbiter, ученые нашли в северном регионе Марса, известном как Терра Аравия, несколько ранее неизвестных озер. Исследования показывают, что они не появились и исчезли мгновенно, а существовали на протяжении миллионов лет.

Озеро и поток воды в Терра Аравия
Древнее озеро (слева), найденное на Марсе. Источник: NASA/JPL-Caltech/UArizona

Терра Аравия

Исследователи использовали ряд научных приборов, расположенных на аппарате Mars Reconnaissance Orbiter (MRO) для того, чтобы найти новые следы существования древних озер на поверхности Красной планеты. Для этого они использовали контекстную камеру CTX, научный эксперимент по визуализации с высоким разрешением HiRISE и инфракрасную камеру THEMIS.

Их целью было примерно 22 тыс. км2 в области в северном полушарии Марса, известной как Терра Аравия. Он занимает промежуточное положение между высокогорьями, расположенными к югу от него, и огромной северной впадиной, в которой когда-то существовал океан.

Особенностью Терра Аравия является то, что это один из древнейших регионов Марса, здесь можно встретить горные породы, сформировавшиеся более 3,7 млрд лет назад. Ученые решили поискать в этой местности признаки древних озер, чтобы узнать, была ли в те древние времена на Марсе жидкая вода. Результаты опубликованы в журнале Journal of Geophysical Research: Planets.

Древние озера

В долинах высокогорного региона, расположенного к югу от Терра Аравия, следы озер являются обычным явлением, но в самом регионе их до сих пор обнаружить не удавалось. Однако с помощью данных из MRO ученые смогли идентифицировать целых семь озер.

Интересно, что все открытые водоемы имеют неправильную форму. Этим они сильно отличаются от озер, когда-то существовавших в высокогорных долинах Марса. Те были преимущественно круглой формы. Кроме того, на Терра Аравия озера имели ручьи, которые впадали и вытекали из них, то есть были частью более сложной гидрологической системы.

Изучив их более подробно, ученые нашли показания неоднократного изменения уровня воды, конусы выноса и водосборные бассейны. Все это свидетельствует о том, что озера не возникли однократно и не исчезли сразу после этого.

Они являлись частью системы, существовавшей в течение значительного периода марсианской истории, известного как Нойская эра. На Земле в это время появились первые признаки жизни. Вполне возможно, что в древних озерах Терра Аравия ее тоже удастся найти.