На Марсе найдены движущиеся ледники из сухого льда

Обнаруженные на южном полюсе Марса гигантские залежи сухого льда образовались в результате движения углекислотных ледников. Об этом говорится в статье, опубликованной в недавнем выпуске журнала Journal for Geophysical Research—Planets.

Полярная шапка Красной планеты
Полярная шапка Марса. Источник: NASA

Знаменитые марсианские полярные шапки состоят из двух основных частей. Внизу расположены слои из смеси водяного льда и пыли. Они уходят вглубь планеты на сотни метров. Над ними находится видимый слой из сухого льда. Он образуется в результате сезонного вымерзания углекислого газа из марсианской атмосферы.

Средняя толщина слоя сухого льда невелика и не превышает метра. Однако в 2011 году исследователям удалось обнаружить мощные отложения углекислоты на южном полюсе Марса. Крупнейший ледник имеет порядка 200 км в длину и около 40 км в поперечнике. По некоторым оценкам, в случае их сублимации атмосферное давление на планете выросло бы почти в два раза.

По мнению ученых из Института планетарных наук Исаака Смита, столь значительные отложения сухого льда могли образоваться лишь при условии движения углекислотных ледников Марса, аналогичных движению ледников Земли. В противном случае их толщина не превысила бы 45 м.

В качестве доказательства своей правоты исследователи приводят результаты компьютерного моделирования. Оно показало, что в марсианских условиях сухой лед способен «стекать» по склонам с почти в сто раз большей скоростью, чем водяной лед. Именно поэтому он постепенно накапливается в различных бассейнах и впадинах на южном полюсе, в то время как остальная часть марсианских ледяных шапок остается неподвижной. По расчетам ученых, формирование существующих залежей сухого льда началось примерно 600 тысяч лет назад, когда на Красной планете произошла смена климатических циклов.

Напомним, что недавно мы писали про марсианский кратер Королев, который практически полностью заполнен льдом.