На крошечном участке неба обнаружено 25 тысяч сверхмассивных черных дыр

Фотография ниже может выглядеть как обычное изображение ночного неба. Но то, на что вы внимательно смотрите, на самом деле не россыпь блестящих звезд на темном фоне. Каждая из этих белых точек является активной сверхмассивной черной дырой. И каждая из этих черных дыр поглощает материал в сердце галактик в миллионах световых лет от нас.

25 тысяч черных дыр
На фотоизображении охвачено лишь 4% северного неба, на котором видны 25 тысяч черных дыр. Источник: LOFAR

Это изображение, опубликованное в 2021 году, содержит 25 000 таких точек. Это наиболее подробная на сегодня карта черных дыр на низких радиочастотах. На ее составление были потрачены годы хлопотного труда. Создать такое изображение помогла европейская сеть LOw Frequency ARray (LOFAR), состоящая из 20 тысяч радиоантенн, размещенных в 52 местах по всей Европе. На данный момент LOFAR является единственной сетью радиотелескопов, которая способна делать глубокие изображения с высоким разрешением на частотах ниже 100 МГц.

На фото охвачено всего 4% северного неба. Но эта фотография была лишь первой в амбициозном плане сети получить изображение всего северного неба в ультранизких частотах LOFAR LBA Sky Survey (LoLSS). Поскольку LOFAR базируется на Земле, ему нужно преодолеть значительное препятствие, не затрагивающее космические телескопы, — ионосферу. Это особенно проблематично для ультранизкочастотных радиоволн, которые могут отражаться обратно в космос. По этой причине на частотах ниже 5 МГц ионосфера непрозрачна.

LOFAR
Каждое крошечное пятнышко сметает массу космической материи в собственной галактике. Источник: LOFAR

Проникающие в ионосферу частоты могут изменяться в зависимости от атмосферных условий. Чтобы справиться с этой проблемой, команда использовала суперкомпьютеры, которые каждые четыре секунды запускали алгоритмы корректировки ионосферных помех. За 256 часов, которые LOFAR смотрел в небо, было сделано множество исправлений. Именно эта корректировка дала нам такой четкий взгляд на ультранизкочастотное небо.

Важно также понимать, что сами по себе черные дыры не излучают свет. Интенсивный свет излучает разогретый материал, вращающийся вокруг них.

Ранее мы сообщали о том, как черные дыры заподозрили в связях с темной энергией.

Результаты были опубликованы в Astronomy & Astrophysics.

По материалам ScienceAlert.