На Ганимеде нашли соли и органику

Данные аппарата Juno подсказали ученым, что на поверхности спутника Юпитера Ганимеда могут быть соли и органика. По мнению ученых, они в большом количестве находятся в океане, скрывающемся под ледяной поверхностью спутника.

На Ганимеде нашли соли
На Ганимеде нашли соли. Источник: NASA/JPL-Caltech/SwRI/MSSS/Kalleheikki Kannisto, CC BY

Соли на поверхности Ганимеда

Ученые, работающие с аппаратом Juno, сообщили об интересном открытии, совершенном на поверхности крупнейшего спутника Юпитера Ганимеда. Это небесное тело по своим размерам превышает Меркурий, а под его ледяной корой скрывается океан глубиной до нескольких десятков километров.

Предыдущие спектроскопические исследования, проведенные космическим аппаратом Galileo и телескопом Hubble, уже показали, что в этом океане может содержаться большое количество органики и солей. Ученые подозревали, что эти вещества со временем выходят на его поверхность сквозь трещины.

Это подтвердили данные аппарата Juno, который еще 7 июня 2021 года совершил пролет Ганимеда на расстоянии всего 1046 км от его поверхности. Juno применил инструмент Jovian InfraRed Auroral Mapper (JIRAM) для изучения объектов на спутнике.

JIRAM был построен Итальянским космическим агентством. По сути, это инфракрасный спектрометр. Обычно он сканирует атмосферу Юпитера на глубину от 50 до 70 км. В случае с Ганимедом он смог определить, из чего состоит поверхность спутника, с разрешением до 1 км.

Какие вещества нашел Juno?

Инфракрасный спектрограф смог идентифицировать на поверхности Ганимеда различные соли и органические соединения: хлорид натрия, более известный как поваренная соль, хлорид аммония, бикарбонат натрия и, возможно, алифатические альдегиды.

Все эти вещества не говорят о том, что где-то в глубинах может скрываться жизнь, однако их присутствие позволяет предвидеть, что условия подо льдом Ганимеда должны быть вполне благоприятными для этого.

Интересно, что магнитосфера Юпитера, накрывающая все три его больших спутника, порождает поток высокоэнергетических частиц, которые должны разрушить все эти вещества. Но исследования, проведенные ранее, показали, что у самого Ганимеда магнитное поле достаточно мощное, чтобы по крайней мере его экваториальные области до 40 широты были защищены от такого влияния.

Во время пролета в июне 2021 года JIRAM охватил узкий диапазон широт (от 10 до 30 градусов северной широты) и более широкий диапазон долгот (от -35 до 40) в полушарии, обращенном к Юпитеру. То есть он нашел вещества именно там, где и должен был найти.

Вполне возможно, что-то подобное удастся обнаружить и на другом спутнике Юпитера — Европе. Его пролет Juno совершил в 2022-м. Что касается Ганимеда, то в следующий раз этот аппарат посетит его уже 30 декабря этого года. Тогда он пройдет над спутником на расстоянии всего в 1500 км.