Мощный парниковый эффект мог удержать океан Марса от замерзания

Используя данные, собранные ровером Curiosity, астробиологи создали новую модель древней марсианской атмосферы. Она показала, что парниковый эффект мог удержать океан планеты от замерзания.

Древний Марс в представлении художника. Источник: NASA/GSFC

Климат древнего Марса является давним предметом дискуссий среди ученых. С одной стороны, космические аппараты собрали множество данных, указывающих на то, что миллиарды лет назад планета имела полноценную гидросферу. С другой стороны, в те времена Солнце светило на 30% слабее, чем сейчас. Это ставит закономерный вопрос о том, существовал ли на Марсе постоянный океан из жидкой воды, или же она таяла лишь периодически во время извержения вулканов и падения астероидов.

В ходе осуществленного при поддержке NASA недавнего исследования команда астробиологов изучила соотношение дейтерия и водорода в марсианской атмосфере. Дейтерий является стабильным изотопом водорода, который содержит один протон и один нейтрон в ядре. Он образуется в ходе естественных процессов, но встречается намного реже, чем атомы обычного водорода (они не содержат нейтрон).

Поскольку атомы дейтерия тяжелее атомов водорода, им намного сложнее быть выбитыми из марсианской атмосферы солнечным ветром. Поэтому ученых очень интересует их соотношение. Чем оно выше, тем больше обычного водорода потерял Марс.

Селфи Curiosity на фоне пылевой бури. Источник: NASA/JPL-Caltech/MSSS

Ровер Curiosity измерил соотношение дейтерия и водорода в глинах, образовавшихся свыше 3 млрд лет назад во времена Гесперийской эры. В ту эпоху Марс переживал массивную вулканическую активность и наводнения. Сравнив его с современным соотношением дейтерия и водорода, ученые выяснили, что в наши дни концентрация дейтерия значительно выше, чем в древнюю эпоху. Это указывает на массивную потерю воды Марсом.

На основе этих данных исследователи создали новую модель марсианской атмосферы. Она показала, что мощный парниковый эффект мог удержать океан планеты от замерзания и обеспечивать стабильные климатические условия в течение миллионов лет. На протяжении этого периода на Марсе имелись все необходимые условия для пребиотической эволюции — этапа, предшествующего появлению жизни.

Вы также можете почитать о том, как ровер Perseverance исследует песчаный перевал в поисках следов древней жизни.

По материалам https://astrobiology.nasa.gov