Миссия по возврату марсианского грунта может подорожать в два раза

NASA подтвердила, что по одной из оценок стоимость реализации миссии MSR (Mars Sample Return) может вырасти в два раза. Эта новость вызвала опасения среди ученых по поводу влияния подобного перерасхода на другие научные проекты.

Концепт миссии Mars Sample Return. Источник: NASA/JPL-Caltech

Миссия MSR разрабатывается NASA в сотрудничестве с ESA. Ее целью является доставка на Землю образцов грунта, собранных марсоходом Perseverance. На данный момент реализация MSR запланирована на конец 2020-х годов.

Ввиду сложности архитектуры миссии (она предполагает отправку к Марсу двух космических аппаратов), создание и запуск MSR требует весьма внушительных финансовых затрат. По проведенной в 2020 году независимой оценке, стоимость ее реализации должна была составить от 3,9 до 4,4 млрд долларов — и в дальнейшем эта сумма только увеличивалась. При этом, NASA избегала публично озвучивать примерный бюджет, ссылаясь на то, что она еще не прошла через процедуру формального утверждения.

Тем не менее в недавнем заявлении аэрокосмическая администрация сообщила, что изучила несколько сценариев финансирования MSR и один из них предполагает, что общий бюджет миссии может достигнуть 8 – 9 млрд долларов. Это включает стоимость строительства космических аппаратов, запуск и их дальнейшее сопровождение.

В ближайшее время NASA намеревается провести повторный независимый аудит MSR, что является довольно редкой практикой для космических миссий. В организации объясняют это тем, что MSR станет приоритетным проектом на ближайшие годы и поэтому им нужен детальный план его реализации.

Многие представители научного сообщества уже высказали свою обеспокоенность по поводу роста расходов на MSR. Они опасаются, что миссия может перетянуть на себя финансирование, предназначенное для других проектов. При этом, большинство специалистов сомневается, что бюджет миссии можно уменьшить существенным образом. NASA, к примеру, могла бы отказаться от использования вертолетов для доставки образцов грунта к возвратному аппарату. Но даже эта мера не даст слишком большой экономии, при этом увеличит риск на достижение основной цели.