Миссия InSight зафиксировала сейсмические колебания от падения метеорита на Марс

Аппарат InSight зафиксировал сейсмические волны, возникшие в результате падения четырех метеоритов на Марс. Это первая подобная находка в истории изучения Красной планеты.

Сейсмические волны ударного происхождения

Зонд InSight совершил посадку на Марс в ноябре 2018 года. Основная задача его миссии заключается в изучении внутреннего строения и тектонической активности Красной планеты. Для этого InSight выгрузил на поверхность сейсмометр SEIS. За время своей работы он зафиксировал свыше 1300 марсотрясений.

Первый и наиболее интересный подобный случай произошел 5 сентября 2001 год. Вошедший в атмосферу Красной планеты объект раскололся, как минимум на три фрагмента, которые сумели добраться до поверхности. Для подтверждения источника события NASA задействовала, находящийся на ареоцентрической орбите, зонд LRO. В ходе поисков ему действительно удалось обнаружить три свежих кратера, отсутствовавших на предыдущих снимках региона.

Кратеры, оставшиеся после падения фрагментов первого тела, зафиксированного сейсмометром миссии InSight. Источник: NASA/JPL-Caltech/University of Arizona

Все обнаруженные InSight сейсмические колебания ударного происхождения имели очень небольшую магнитуду, не превышающую двух баллов. Для сравнения, самое мощное зафиксированное марсотрясение, имеет магнитуду в 5 баллов.

В поисках пропавших метеоритов

Но, хоть обнаруженные InSight колебания и не могут пролить свет на внутреннее строение Красной планеты, они обладают другой ценностью. Астрономы  активно используют метод подсчета кратеров для датировки возраста участков поверхности небесных тел. И данные InSight способны помочь определить частоту падения метеоритов на Марс.

Коллаж, демонстрирующий кратеры, оставшиеся после падения трех остальных метеоритов, зафиксированных сейсмометром миссии InSight. Источник: NASA/JPL-Caltech/University of Arizona

Дело в том, что Красная планета соседствует с астероидным поясом и имеет очень слабую атмосферу. В теории это должно приводить к ее постоянной бомбардировке. Но до недавнего времени исследователи не могли найти следы ударов. По мнению группы сопровождения миссии InSight большинство из них скрыл шум, производимый марсианскими ветрами. Но теперь, когда исследователям удалось выявить характерную сейсмическую сигнатуру, возникающую при падении небесных тел, они пересмотрят архив миссии в поисках подобных событий, которые могли остаться незамеченными.

Напомним, что уже в ближайшее время аппарат InSight будет вынужден прекратить свою работу. Причина заключается в толстом слое пыли, скопившемся на поверхности солнечных панелей зонда. Из-за нее ему перестало хватать энергия для продолжения исследований. Ожидается, что InSight перестанет выходить на связь с Землей к концу 2022 года.