MeerKAT нашел двойной реликт и ORC

Радиотелескоп MeerKAT исследовал скопление галактик PSZ2 G277.93+12.34 и обнаружил в нем пару дуговых структур, формирующих так называемый двойной реликт. Он может много рассказать о прошлом этой звездной структуры. Кроме того, на его изображении нашли структуру, которую астрономы называют «странная радиоокружность» — odd radio circle (ORC).

Двойной радиореликт
Двойной радиореликт. Источник: Википедия

Радиореликт в далеком скоплении

Ученые, работающие с южноафриканским массивом радиотелескопов MeerKAT, опубликовали исследование скопления галактик PSZ2 G277.93+12.34, возле которого они заметили несколько очень знаковых объектов.

Скопление PSZ2 G277.93+12.34 — это гигантский массив звездных систем, который находится на расстоянии 2,5 млрд св. лет от нас. Его масса оценивается в 360 трлн масс Солнца, но в целом этот кластер остается малоизученным. Ученые лишь предполагают, что галактика WISEA J103230.00–433815.4 является самым большим и ярким его членом.

Скопление PSZ2 G277.93+12.34
Скопление PSZ2 G277.93+12.34. Источник: Koribalski et al, 2023

Именно в ее район и был направлен MeerKAT. В исследовании также использовались другие радиотелескопы. Изображение, полученное с их помощью, показывает, что в северо-восточном и юго-западном направлениях от центра скопления расположены две активные в радиодиапазоне дуги, которые называются радиореликтами.

Что такое радиореликты?

Радиореликты — это источники синхротронного, то есть нетеплового излучения, которые часто расположены вблизи галактик. Они не точечные, представляют собой огромные дуги или кольца и являются следами прошлых столкновений галактик.

В случае скопления PSZ2 G277.93+12.34 один из реликтов имеет длину 2,15 млн св. лет. А второй — 5,35 млн. Итого они образуют гигантское разорванное кольцо, то есть на самом деле являются двойным объектом.

По мнению ученых, этот гигантский двойной радиореликт — следствие столкновения галактик на встречных курсах, которое и привело к выбросу и нагреву огромного количества вещества. Но для того, чтобы проверить эту теорию, необходимо исследовать скопления на более низких частотах.

Странная радиоокружность

Еще одно открытие было сделано при исследовании PSZ2 G277.93+12.34 почти случайно. Вблизи скопления галактик ученые нашли ORC. Это официальное название таких объектов, которых, вместе с новооткрытым, известно только четыре.

Это гигантские внегалактические кольцевые источники радиоволн, происхождение и сущность которых остается загадкой. Например, новое имеет размер в 1,3 млн световых лет, то есть оно на порядок больше, чем весь Млечный Путь.