«Мать драконов»: астрономы разгадали тайну рождения звезд-гигантов

Десятилетиями астрономы спорят о происхождении самых массивных звезд во Вселенной. Одной из величайших проблем, с которой сталкиваются все теории, является отсутствие наблюдений. Массивные звезды встречаются относительно редко, поэтому их трудно уловить в момент формирования. Но новые наблюдения так называемого «Облака Дракона» могут содержать ключ к разгадке этой тайны.

Внутреннее ядро комплекса «Облака Дракона»
Внутреннее ядро комплекса «Облака Дракона». Фото: arXiv, 2023

Команда астрономов использовала телескоп ALMA в пустыне Атакама на севере Чили, чтобы изучить «Дракона» — плотное облако молекулярного водорода, являющееся местом активного образования звезд. В ходе наблюдений было обнаружено несколько областей активного звездообразования, а также странную плотную группу, где совсем не было новорожденных светил.

После дальнейшего исследования команда обнаружила, что центральный сгусток состоит из двух отдельных областей. Одна из них содержала материю весом более 30 солнечных масс, а другая — только две солнечные массы. Согласно их наблюдениям, эти сгустки были очень плотными и активно коллапсировали, что указывало на то, что в них скоро начнут образовываться звезды.

Облако дракона
«Облако дракона». Фото: arXiv, 2023

Самое важное, что обнаруженные сгустки не распадались на меньшие во время коллапса. У ученых возникло предположение о модели «аккреции ядра» образования звезд. В этой модели наиболее массивные звезды коллапсируют из единичных газовых облаков и начинают свою жизнь уже с невероятно большой массой. Наблюдения подтверждают эту теорию. Поэтому ученые с уверенностью могут сказать, что впервые наблюдали гигантское облако газа, из которого, по всей вероятности, может родиться редкая гигантская звезда.

Астрономы призвали к более подробным наблюдениям за «Облаком Дракона», чтобы больше распутать тайну формирования массивных звезд.

Ранее мы сообщали о том, как James Webb увидел первую фазу звездообразования в ранних галактиках.

Выводы опубликованы на сервере препринтов arXiv.