Массы звезд в ранней Вселенной не сильно отличались от современных

Распределение масс светил во Вселенной 10 млрд лет назад не сильно отличалось от того, которое мы видим сейчас. Такой вывод ученые сделали, наблюдая за зореобразованием, условия в котором не сильно отличаются от тех, что существовали в те времена.

Массы звезд в ранней Вселенной были такими же, как в современной
Массы звезд в ранней Вселенной были такими же, как в современной. Источник: NAOJ

Облако на краю Млечного Пути

Ученые из Национальной астрономической обсерватории Японии использовали телескоп Subaru для того, чтобы исследовать область звездообразования Sh 2-209, которая расположена на самом краю Млечного Пути. Как и другие подобные объекты, она представляет собой холодное газопылевое облако, в котором уже начали образовываться молодые светила.

Однако Sh 2-209 особенна тем, что состоит почти из чистого водорода и имеет небольшую долю элементов тяжелее его. Этим она очень похожа на колыбели звездообразования, которые существовали примерно 10 млрд лет назад.

Это не самое начало звездообразования во Вселенной, однако те далекие времена должны были сильно отличаться от современности. В частности, ученых очень интересует, какая доля звезд, которые тогда образовывались, была тяжелее Солнца, ведь ожидается, что в самом начале истории они достигали гигантских размеров.

Массы звезд в ранней Вселенной

Ученые узнали, что Sh 2-209 содержит по крайней мере два скопления молодых звезд. Они являются обычным и достаточно кратковременным явлением, которые возникают в ранние периоды существования светил, а затем распадаются. Однако столь крупных кластеров так далеко от центра Млечного Пути ученые еще не видели.

Больший из них содержит более 1500 молодых звезд. Телескоп Subaru смог показать, что их масса меняется от 0,1 до 20 масс Солнца. Оказалось, что доля светил, которые больше нашего, в этом кластере лишь немного превышает ту, что в целом наблюдается по всей Галактике.

Также оказалось, что и доля светил, масса которых меньше солнечной, также является повышенной по сравнению с нормой. Все это дает ученым возможность сделать вывод, что уже 10 млрд лет назад образующиеся звезды по своему размеру не сильно отличались от современных.

Вполне возможно, что в более ранние эпохи, когда элементов тяжелее водорода было еще меньше, действительно существовали преимущественно гиганты. Некоторые свидетельства этого факта существуют. Однако достаточно быстро все пришло к тому состоянию, что мы наблюдаем сейчас.