Магнитная буря вывела из строя нефтедобывающую вышку

В ночь с 27 на 28 февраля на Земле наблюдалась геомагнитная буря, вызванная солнечной активностью. Несмотря на то, что ее мощность достигла лишь третьей категории из пяти, она заставила компанию SpaceX отложить запуск своих спутников. А в Канаде из-за проблем с электроникой приостановилась добыча нефти.

Полярное сияние, вызванное геомагнитной бурей
Полярное сияние, вызванное геомагнитной бурей. Источник: MADS CLAUS RASMUSSEN/Ritzau Scanpix/AFP

Магнитная буря

В ночь с 27 на 28 февраля 2023 года Землю поразила геомагнитная буря. В основном она фиксировалась над Северной Америкой. Именно из-за нее был на время отложен пуск ракеты Falcon 9 компании SpaceX. Она должна была вывести на орбиту спутники Starlink нового поколения.

В конце концов, ракету все же запустили через 4,5 часа после запланированного. Но буря, которая началась в 1:13 28 февраля по киевскому времени, оставила еще немало разных последствий. Некоторые из них, такие как мощные полярные сияния, наблюдавшиеся в Европе и Северной Америке, были неплохими, но остальные оказались крайне неприятными.

Например, во многих местах наблюдались проблемы с электроникой. Канадские геологи в штате Саскачеван объявили, что их буровая установка, добывающая нефть, прекратила работу. Они подчеркнули, что впервые за 30 лет причиной этого стала магнитная буря.

Причина магнитной бури

Причиной всех этих проблем стало совпадение факторов, связанных с нашим Солнцем. Во-первых, именно сейчас на нем образовалась корональная дыра, «смотрящая» прямо в сторону Земли. Из-за нее на нас постоянно дует сильный солнечный ветер.

Во-вторых, рядом с ней 26 и 27 февраля произошло два корональных выброса массы. Большие куски Солнца были оторваны от него и полетели опять же в нашу сторону. Когда все эти заряженные частицы достигли магнитосферы Земли, возникла магнитная буря.

При этом она была только третьей категории из пяти. Такие встречаются до 200 раз за 11-летний цикл солнечной активности. Действительно мощных штормов четвертой и пятой категории мы в этом цикле еще не видели. И это вызывает у специалистов большую тревогу.

Активность Солнца растет

Магнитные бури четвертой и пятой категорий могут оказаться смертельными для спутников на орбите по нескольким причинам. Одна из них — электромагнитный импульс, который временно или навсегда прерывает коммуникацию с аппаратами.

Второй — «раздувание» земной атмосферы. Молекул рядом со спутниками становится гораздо больше, усиливается трение, космические аппараты теряют скорость и, наконец, сходят с орбиты. И ситуацию сильно усугубляет тот факт, что мы сейчас переживаем бум частного освоения космоса, начавшийся именно во время солнечного минимума.

Этот цикл уже сейчас выглядит значительно «злее» предыдущих. Его максимум состоится в 2025 году. По мере приближения этого срока мощные магнитные бури будут учащаться. Очень вероятно, что многие компании могут потерять контроль над своими аппаратами.