Луна могла сформироваться быстрее чем считалось

Команда исследователей из Института вычислительной космологии Даремского университета  создала новую компьютерную симуляцию рождения Луны. Она показала, что спутник нашей планеты мог сформироваться намного быстрее, чем считалось ранее.

Теория гигантского столкновения

Согласно превалирующей на сегодняшний день гипотезе, Луна образовалось 4,5 млрд лет назад, когда протопланета, размером примерно с Марс (ее обычно называют Тейя), столкнулась с Землей. Удар привел к слиянию ядер двух планет, в то время как части их мантий были выброшены в космос, после чего из них и сформировалась Луна.

Столкновение между Землей и протопланетой Тейя в представлении художника. Источник: NASA

Несмотря на детальную проработку и соответствие многим наблюдаемым особенностям системы Земля — Луна, в теории гигантского столкновения есть ряд сложностей. Главным образом они связаны с соотношением некоторых химических элементов в лунной коре и их изотопным составом. Но, по мнению ученых из Даремского университета, большинство из этих проблем решаются, при условии, что Луна сформировалась намного быстрее чем считалось ранее.

Быстрое формирование Луны

В подтверждение своих слов ученые приводят результаты собственного исследования формирования Луны. В его рамках они провели моделирование сотни различных сценариев столкновения, варьируя его угол и скорость, а также массу и параметры вращения Земли и Тейи. В ходе исследования ученые пришли к выводу, что симуляции со стандартным разрешением могут упускать очень важные аспекты таких событий, создавая неверную картину формирования Луны.

Созданная учеными при помощи суперкомпьютера детальная модель столкновения Земли и Тейи показала, что Луна могла образоваться практически сразу же после столкновения, а не постепенно «собраться» из обломков на околоземной орбите. Это важно, поскольку означает, что спутница нашей планеты подвергалась меньшему расплавлению, а ее внешние слои должны быть намного богаче земными минералами, нежели предполагалось ранее. В свою очередь это решает ряд проблем, связанных с изотопным составом и внутренним строением Луны.

Кроме того, новая модель показала, что даже когда вновь сформировавшийся спутник приблизился к Земле на небольшое расстояние, он бы сумел избежать разрыва приливными силами. Вместо уничтожения, земная гравитация попросту вытолкнула бы его на более широкую орбиту. Предыдущие модели не предполагали подобную возможность.

Вы также можете почитать о том, как в Луну врезался межзвездный объект.