Летающая обсерватория SOFIA прекратит работу

NASA и Германский центр авиации и космонавтики (DLR) опубликовали совместное заявление о решении закрыть проект летающей обсерватории SOFIA (Stratospheric Observatory for Infrared Astronomy). Ее эксплуатация завершится до 30 сентября 2022 года.

История обсерватории SOFIA

SOFIA является совместным проектом NASA и DLR (ему принадлежит 20% рабочего времени телескопа). Обсерватория представляет собой самолет Boeing 747 SP, на борту которого размещен 2,5-метровый телескоп-рефлектор, предназначенный для наблюдений в инфракрасной части спектра. Рабочая высота его полета составляет 1314 км. Это выше основной массы водяного пара в земной атмосфере, поглощающего ИК-излучение. Благодаря этому обсерватории доступно порядка 85% данного спектрального диапазона.

Летающая обсерватория SOFIA. Источник: NASA

Обсерватория впервые поднялась в воздух в 2010 году. За время работы она выполнила множество различных изысканий. SOFIA изучала регионы активного звездообразования, остатки сверхновых и центр Млечного Пути, искала черные дыры, а также использовалась для наблюдений некоторых объектов Солнечной системы. В частности, SOFIA исследовала атмосферу Марса, проводила химический анализ хвостов комет и нашла следы воды на освещенных Солнцем участках лунной поверхности. Основная научная программа обсерватории была завершена в 2019 году, после чего ее продлили еще на три года.

Прекращение проекта

NASA рассматривала вопрос о прекращении работы SOFIA в течение нескольких последних лет. Это было связано с ее высокими эксплуатационными расходами. Аэрокосмическая администрация тратила порядка 85 млн долларов в год на поддержание работы обсерватории. Это больше, чем расходы на любую другую астрофизическую миссию NASA, за исключением телескопа Hubble.

Летающая обсерватория SOFIA. Источник: NASA/Tom Tschida

Решающим фактором стал опубликованный в конце прошлого года декадный обзор в области астрофизики. Авторы документа также рекомендовали прекратить работу обсерватории из-за слишком высоких затрат и ее ограниченной научной продуктивности. Кроме того, ими отмечалось, что телескоп James Webb может взять на себя все функции SOFIA.

В итоге NASA и DLR приняли решение завершить эксплуатацию SOFIA. Собранные обсерваторией научные данные будут размещены в свободном доступе в архиве NASA и ими смогут воспользоваться астрономы со всего мира.