Лазер NASA заглянул под полог тропического леса

Спутник GEDI (NASA) с 2018 года изучает тропические джунгли, «обстреливая» их лазерными лучами. Благодаря этому он собирает пространственную информацию о лесном пологе. Ученые, которые с ним работают, недавно обнаружили, что растительность в этих местах немного не такая, как о ней привыкли думать.

Тропический лес глазами GEDI
Тропический лес глазами GEDI. Источник: NASA

Аппарат GEDI исследует тропический лес

Ученые продолжают использовать космические аппараты для того, чтобы изучать биосферу Земли и происходящие в ней процессы. Ранее они уже исследовали то, как изменились за несколько последних десятилетий плавни и реки. А чтобы отслеживать бобровые плотины в Северной Америке, специалисты даже применили искусственный интеллект.

Теперь настал черед тропических лесов. Точнее, аппарат GEDI исследует их с 2018 года. Он оснащен лазером, которым постоянно «обстреливает» находящиеся под ним заросли. Излучение частично проходит сквозь листву, но в итоге все же отражается обратно и улавливается приемником на спутнике, оповещая его о том, что находится под лесным пологом.

А находится там, согласно господствующим представлениям, немало. По словам ранних исследователей, пустого места там на высоту нескольких десятков метров просто нет, и животный мир формирует несколько ярусов: верхний толстый, нижний толстый и тонкий промежуточный между ними.

Правда, установлено это было только для отдельных, хорошо изученных участков леса. Глобальное исследование могли бы осуществить спутники, но те из них, которые работают в оптическом диапазоне, не видят сквозь кроны деревьев. И вот именно в этот момент на помощь пришел GEDI.

Благодаря применению этого аппарата удалось исследовать огромные участки тропического леса, охватывающие 80% его территории в Амазонии и 70% — в Центральной Африке.

Результаты исследования

Недавно опубликованные результаты исследований оказались несколько неожиданными. GEDI показал, что лесной полог значительно меньше разграничен на ярусы, чем считалось до сих пор. А максимум плотности леса приходится на высоту 15 м, в то время как выше растения встречаются редко.

Это открытие сильно противоречит более ранним представлениям о том, как устроены тропические леса. До сих пор ученые считали, что основная масса листьев в них находится в верхушках, где формируются густые кроны, образующие сплошной толстый слой. Теперь, благодаря спутнику GEDI, эти представления придется пересмотреть.

Еще одним интересным выводом, который сделали ученые, является то, что в условиях, сильно отличающихся от оптимальных, тропический лес разительно меняется. Обычно это связано с температурой или химическим составом почв. В этих случаях вместо высоченных деревьев с густой листвой наблюдаются значительно более низкие заросли, полностью лишенные какого-либо деления на ярусы.