Крупнейший инфракрасный снимок Вселенной поможет изучить далекие галактики

Международная команда ученых опубликовала крупнейшее инфракрасное изображение, когда-либо полученное телескопом Hubble. Оно получило название 3D-DASH. Фотография позволит астрономам картографировать области звездообразования и прольет свет на истоки происхождения самых первых галактик.

В поисках первых галактик

Одной из основных задач современной астрономии является изучение эволюции первых галактик во Вселенной. Поскольку речь идет об объектах, удаленных от нас на миллиарды световых лет, испущенный ими свет сместился в инфракрасную область электромагнитного спектра. Поэтому для их наблюдения используется съемка в инфракрасном диапазоне.

Фотография 3D-DASH
Часть снимка 3D-DASH. Источник: Gabe Brammer

До недавнего времени подобные изыскания существенно затруднялись тем, что обзорные изображения крупных участков неба можно получить только с наземных обсерваторий. А им не хватало разрешения, необходимого для выявления редких объектов. Поэтому ученые разработали новую технику, позволившую задействовать для этой задачи телескоп Hubble. Она получила название «дрейф и сдвиг» (англ. Drift And Shift, DASH).

Суть методики заключается в получении изображения, которое в восемь раз больше, чем стандартное поле зрения Hubble. Оно производится путем захвата нескольких снимков, которые затем сшиваются вместе, подобно панорамному снимку на смартфоне. Другое отличие от обычной съемки заключается в скорости. DASH позволяет делать восемь фотографий нужной области в течение одной орбиты, вместо одного снимка. Таким образом задача, которая раньше требовала 2000 часов наблюдений, теперь может быть решена в течение 250 часов.

Рекордный инфракрасный снимок Hubble

Полученное космическим телескопом изображение демонстрирует область под названием COSMOS (Cosmic Evolution Survey). Это участок неба ранее являлся предметом интенсивных наблюдений со стороны Hubble. Фото демонстрирует галактики с большим красным смещением. Мы видим их такими, какими они были 10 млрд лет назад. Но если принять во внимание фактор расширения Вселенной, реальное расстояние составит 17 млрд лет.

Некоторые галактики, запечатленные на снимке 3D-DASH. Источник: Lamiya Mowla

3D-DASH покрывает общую площадь, почти в шесть раз превышающую видимый размер Луны на земном небе. Телескоп James Webb (JWST) вряд ли побьет этот рекорд, ибо он создавался с расчетом для получения высокодетализированных изображений крупным планом. Так что, астрономам, скорее всего, придется подождать запуска инфракрасного телескопа Roman (RST). Благодаря наличию широкоугольной камеры он будет обладать в 100 раз большим полем обзора, нежели Hubble.  На данный момент запуск RST запланирован на 2027 год.

Напомним, что недавно Hubble сфотографировал аномальное шаровое скопление.