Космический вальс: астрономы нашли систему с шестью «синхронизированными» экзопланетами

Команда американских астрономов объявила об открытии редкой звездной системы с шестью экзопланетами. Еще более необычной находку делает то, что они «синхронизированы»: орбиты всех шести экзопланет находятся в резонансе по отношению друг к другу.

Звезда с шестью экзопланетами

Открытие было сделано в ходе изучения звездной системы HD110067. Она расположена на расстоянии 100 световых лет от Земли по направлению к созвездию Волосы Вероники. В ходе анализа данных, собранных космическими телескопами TESS и CHEOPS, исследователи обнаружили периодические изменения яркости, вызванные транзитами обращающихся вокруг звезды компаньонов.

Орбиты экзопланет в системе HD110067 (иллюстрация). Источник: Roger Thibaut (NCCR PlanetS). Credit: Roger Thibaut (NCCR PlanetS)

В общей сложности, вокруг HD11006 обращается шесть экзопланет, чьи радиусы лежат в диапазоне от 1,94 до 2,85 радиуса Земли. По мнению астрономов, все они представляют собой мининептуны. Такие тела занимаю промежуточное положение между газовыми гигантами наподобие Урана и Нептуна и землеподобными экзопланетами.

Другая любопытная особенность этой системы заключается в том, что орбиты всех шести экзопланет находятся в резонансе по отношению друг к другу — то есть их периоды обращения вокруг звезды соотносятся между собой как небольшие натуральные числа. Для первых четырех экзопланет значение резонанса составляет 3:2. Первая экзопланета обращается вокруг звезды за 9 дней, вторая — за 14, третья — за 20, четвертая — 31 день.

Что касается внешних экзопланет, то они находятся в резонансе 4:3. Период обращения пятой экзопланеты составляет 41 день, шестой — 55 дней.

Хрупкость орбитальных резонансов

Системы с орбитальными резонансами представляют значительный интерес, поскольку позволяют проследить их эволюцию. Многие из известных астрономам мультипланетных систем не находятся в резонансе, но при этом выглядят так, словно когда-то были.

Пример орбитальных резонансов в Солнечной системе. Источник: wikipedia

Сейчас считается, что орбиты новорожденных экзопланет, как правило, формируются в резонансе. Однако очень массивная экзопланета, близкое столкновение с проходящей мимо звездой или гигантское столкновение — все это может легко нарушить хрупкий баланс. По оценкам исследователей, лишь порядка 1% систем остаются в резонансе.

Поэтому HD11006 и представляет собой такой интерес. Результаты моделирования говорят о том, что орбиты всех шести экзопланет стабильны. Скорее всего, они исполняют один и тот же «танец» со времени своего образования миллиарды лет назад.

По материалам https://science.nasa.gov