Ключ к поиску жизни на Марсе нашли в Австралии

В июне 2023 года руководство Программы исследования Марса NASA присоединилось к коллегам из Австралийского космического агентства, Европейского космического агентства (ESA) и Организации научных и промышленных исследований Австралийского Союза (CSIRO) в совместной экспедиции. Миссия предназначалась для изучения древнейших следов возможной жизни на Земле.

«Эта научная миссия стала отличной возможностью для NASA сотрудничать с международными партнерами в изучении древней истории Земли, которая может быть связана с Марсом. Чем больше мы узнаем об эволюции нашей планеты, тем лучше мы сможем использовать эти знания для понимания Красной планеты», — отметил Эрик Янсон, директор Программы исследования Марса NASA.

Идеальный «клон» Марса

Регион Пилбара в Западной Австралии считается одной из наиболее сохранившихся археологических сокровищниц древней истории Земли. Пока международное сообщество продолжает совместно изучать Марс и готовить образцы для доставки на Землю, эти команды исследовали, как данные из Пилбары могут способствовать поиску жизни на других планетах.

строматолитов
Строматолиты возрастом 3,35 млрд. лет в районе Трендалл в Западной Австралии. Авторство: NASA

«Мы исследуем в Западной Австралии строматолиты. Это остатки древних микроорганизмов, которые существовали около 3,5 млрд лет назад. Их следы остались в каменной породе до наших дней», — пояснил Митч Шульте, научный сотрудник программы марсохода Perseverance в штаб-квартире NASA.

Испытание временем

Пилбара — идеальное место для изучения строматолитов, выдержавших испытание временем. Из-за постоянных геологических преобразований, которые меняют внешность Земли, такие окаменелости почти невозможно найти и сохранить на долгое время. Однако в регионе Пилбара древние породы сохранялись в течение миллиардов лет, что создало геологические условия, аналогичные наблюдаемым на поверхности Марса. Это делает австралийский регион критически важным полигоном для ученых и инженеров, развивающих методы обнаружения следов жизни в древних средах.

NASA
Члены Программы исследования Марса NASA, ESA, Австралийского космического агентства и Научно-промышленной исследовательской организации Австралийского Содружества в регионе Пилбара в Западной Австралии. Авторство: NASA/Майк Тойлион.

Группа анализировала, насколько древняя среда, где найдены следы прошлой жизни, могла быть благоприятной или неблагоприятной для ее возникновения. Международная делегация провела неделю на Пилбаре, изучая проблемы поиска окаменелостей и то, как их преодолеть. Основной акцент был сделан на сложностях подтверждения биологического происхождения образцов в древних породах — даже на Земле, где заведомо существует жизнь.

Уникальны ли мы во Вселенной?

Марсоход Perseverance с 18 февраля 2021 года осуществляет исследование кратера Езеро, где находится древняя дельта высохшей реки. Он собирает образцы горных пород и реголита, которые могут содержать следы древней микробной жизни, имеющие примерно такой же возраст, как и окаменелости на Пилбаре — около 3-3,5 млрд лет. Практические упражнения во время этой экспедиции позволили симулировать то, что делает ровер на расстоянии миллионов километров: идентифицировать образцы в полевых условиях и изучить их окружение. Эта информация станет полезной при следующих этапах сбора образцов для доставки на Землю.

Астробиологическая миссия закладывает фундамент для дальнейших исследований и сотрудничества, поскольку марсоход Perseverance, программа ExoMars (ESA) и совместные миссии обоих агентств по возвращению образцов с Марса будут взаимодействовать, направляя усилия на получение ответа на давний вопрос человечества: «Едины ли мы во Вселенной?»

Ранее мы сообщали о том, как жизнь на Марсе могла уничтожить планету.