За пределами парадокса Ферми. Почему мы до сих пор не встретились с инопланетянами

Летом 1950 года в Лос-Аламосе Энрико Ферми обедал с Эдвардом Теллером, Эмилем Конопинским и Гербертом Йорком. В какой-то момент разговор зашел об НЛО, наблюдавшихся по всей территории США. Комичности ситуации добавляло то, что в то время в Нью-Йорке исчезло несколько мусорных баков, и карикатурист из журнала New-Yorker нарисовал шарж, обвинив инопланетных гостей в совершении преступления. В непринужденной атмосфере Ферми заметил, что такие непрошенные визиты действительно могли быть единственной общей причиной двух независимых событий. Разговор перешел на тему существования внеземного интеллекта. И хотя ученые не воспринимали истории летающих тарелок всерьез, но именно тогда Ферми якобы задал свой известный вопрос: «Где, в самом деле, они все?» Его коллеги поняли, что он говорил об инопланетянах.

Парадокс Ферми представляет собой самый непонятный «большой вопрос», поставленный в истории науки, а также наибольший вызов для проекта поисков внеземных цивилизацій SETI (Search for Extraterrestrial Intelligence).

Собственно, соображения Ферми сводились к тому, что размер нашей Галактики от одного края до другого составляет примерно 100 тыс. световых лет, а это значит, что представителям цивилизации нужно 10 млн лет, чтобы преодолеть этот путь, если они будут двигаться со скоростью в один процент от скорости света. Поскольку возраст Млечного Пути в миллионы раз превышает продолжительность существования человечества, любая другая технологическая цивилизация имела много времени для колонизации всех имеющихся в нем подходящих для жизни планетных систем. То есть если бы представители других разумных видов существовали в достаточном количестве, они бы уже добрались до Земли. Но мы не видим их ни на нашей планете, ни в Солнечной системе. Для Ферми и многих других это выглядело парадоксальным.

Парадокс Ферми очень тесно связан с уравнением Дрейка, которое этот астроном предложил в 1960 году. Это математическая формула, с помощью которой можно примерно оценить число цивилизаций (N) в нашей Галактике прямо сейчас:

N = nзірок х nпланет х fпридатних х fжиття х fрозум х fцивілізація х L

nзірокколичество звезд в Галактике

nпланет   среднее количество планет на одну звезду

fпридатних доля планет, потенциально пригодных для жизни

fжиття доля пригодных для жизни планет, на которых действительно есть жизнь

fрозум доля обитаемых планет, на которых разовьется разумная жизнь

fцивілізація доля планет с разумными формами жизни, создавшими технологическую цивилизацию и способными отправить в космос сообщение или космический корабль

L вероятность того, что они живут в одно время с нами

Пока астрономы могут назвать примерное значение первых трех компонентов этого уравнения. Из них проще всего определить количество звезд в Галактике. Благодаря Мишелю Майору и Дидье Кело мы можем обнаруживать экзопланеты в окрестностях звезд, за что ученым в 2019 году вручили Нобелевскую премию. Дальше становится сложнее: какие же планеты пригодны для жизни? Конечно, мы можем сравнивать их только с Землей, поскольку с другими цивилизациями еще не встречались. Поэтому необходимо нацелиться на поиск экзопланет, похожих на нашу и находящихся в подобных условиях. Вопрос о формах жизни является предметом постоянных дискуссий. Однако даже в Солнечной системе есть недостаточно исследованные места, где она потенциально может существовать, а именно: спутники Юпитера (Европа, Ганимед), Сатурна (Энцелад, Титан, Мимас) и Нептуна (Тритон). В ближайшие десятилетия мы должны направить усилия на их исследования. Если мы дважды подтвердим существование внеземной жизни в пределах Солнечной системы, это будет означать, что при наличии схожих условий ее возникновения достаточно вероятно. Поэтому число 2 очень важное для нас.

Конечно же, оценки величины всех членов уравнения Дрейка достаточно грубы, но они нам нужны, чтобы двигаться дальше. В простейших вариантах уравнения используется упрощение до «N примерно равно L». Если SETI в ближайшем будущем сможет обнаружить сигнал от внеземных цивилизаций, то мы будем уверены, что среднее L должно быть большим.

Какие же попытки обнаружить этот сигнал уже были предприняты и каким образом? NASA предлагает сканировать небо в поисках электромагнитных сигналов искусственного прохождения, надеясь, что каждая развитая цивилизация должна дойти до создания систем радиокоммуникации, похожих на земные. Самый известный из уже зарегистрированных сигналов — это знаменитый Wow, но, как удалось выяснить несколько лет назад, его «послала» короткопериодическая комета (точнее, ее водородная атмосфера).

В состав инструментов, используемых в проекте SETI, входят наземные телескопы Allen Telescope Array, несколько оптических приборов (таких, как телескоп Шайна Ликской обсерватории), телескопы Keck та IRTF на Гавайях, а также Very Large Telescope в Чили. Что касается космических миссий, то это в основном телескопы Hubble, Spitzer и Herschel. Миссии New Horizons к Плутону и Cassini на орбите вокруг Сатурна, а также марсоходы Opportunity и Curiosity в свое время тоже имели задачу поиска жизни на других планетах.

Кроме SETI, существует программа отправки сигналов внеземным цивилизациям METI (Messaging to Extra-Terrestrial Intelligence). Впервые это произошло в 1972 та 1973 годах с запуском аппаратов Pioneer 10 і Pioneer 11. Основной их целью было исследование Юпитера и Сатурна, после чего они развили третью космическую скорость, что означает невозможность их возвращения на Землю. Поэтому к каждому аппарату прикреплена табличка, где изображены люди, наша Солнечная система и направление на 14 самых ярких пульсаров, видимых на земном небе. Это в определенном смысле наши галактические координаты. Более подробное послание находится на двух аппаратах Voyager, запущенных в 1977 году — это граммофонные пластинки, покрытые золотом, на которых записаны фотографии, звуки природы, голоса людей и т.п.

Золотая пластинка Voyager (справа) и ее защитный футляр. Источник: NASA

Хоть аппараты движутся со скоростью около 60 тыс. км/ч, за полвека за пределы Солнечной системы вылетели только Voyager 1 и 2. То есть даже такая скорость по космическим меркам очень мала. Pioneer 10 летит в направлении звезды Альдебаран, с такой скоростью он достигнет ее через 2 млн лет. Поэтому для межзвездных посланий нужно что-то побыстрее. Например — скорость света (299 792 км/c). Радиоволны поглощаются космической пылью слабее видимого света, и их легче всего выделить среди помех, поэтому такой способ лучше подходит для межзвездной коммуникации. На данный момент отправлено много сообщений к ближайшим экзопланетам. Раньше других могут получить наше послание на планете, обращающейся вокруг звезды Gliese 581 — сигнал туда придет в 2030 году. Если там есть цивилизация, которая быстро расшифрует его и сразу ответит, то ее ответ мы получим в 2050-м. Представьте себе: кто-нибудь из нас доживет до этого момента!

Если говорить о радиосигналах в целом, то можно считать, что мы отправляем их чуть больше сотни лет — с тех пор, как человечество начало использовать радиосвязь. То есть вокруг нашей планеты имеется условная «сфера» радиоизлучения радиусом в сотню световых лет. Конечно, на таком далеком расстоянии сигнал очень слабый. По этой ссылке можно послушать, что бы вы предположительно услышали по радио, удаляясь от Земли.

Мы смогли отправить сигнал в космос и человека на Луну, но также создали инструменты для ведения войн и технологии, способные уничтожить окружающую среду. Позволят ли будущие разработки защитить Землю и ее жителей на долгие годы? Или же мы уничтожим нашу планету и все живое на ней, не успев увидеть внеземные цивилизации?