Астроном-любитель идентифицировал системы, подходящие на роль источника сигнала «Wow!»

15 августа 1977 года радиотелескоп Big Ear, занимавшийся поисками инопланетных цивилизаций, зарегистрировал сильный сигнал на частоте 1420 МГц, шедший со стороны созвездия Стрельца. Он длился 72 секунды и по своим характеристикам очень напоминал передачу искусственного происхождения. Астроном Джерри Эйман (Jerry Ehman), который первым заметил сигнал, настолько поразился его характеристикам, что обвел красной ручкой группу символов на распечатке и написал рядом «Wow!» — эта подпись и стала всемирно известной.

Распечатка сигнала «WOW!». Источник: Big Ear Radio Observatory and North American AstroPhysical Observator

К сожалению, по прошествии 43 лет природа сигнала все еще остается загадкой. Несмотря на многочисленные попытки, астрономам не удалось уловить повторные радиопередачи с этого участка неба. Было выдвинуто множество гипотез, объясняющих происхождение «Wow!» без привлечения деятельности инопланетных цивилизаций. Одна из них предполагала отражение земного сигнала от фрагмента космического мусора, авторы другой заметили, что в указанное время в близкой точке небесной сферы как раз находилась короткопериодическая комета Кристенсена. Однако ни одна из версий так и не стала общепринятой.

Астроном-любитель Альберто Кабальеро (Alberto Caballero) пошел по другому пути. Он решил исходить из предположения, что если сигнал «Wow!» действительно имеет инопланетное происхождение, то его источник должен располагаться на экзопланете в системе с солнцеподобной звезды. Далее Кабальеро обратился к архиву миссии Gaia, и в ходе поисков идентифицировал 15 потенциальных кандидатов, расположенных в той области неба, откуда мог прийти сигнал.

Области неба, откуда мог придти сигнал «WOW!». Источник: Pan-STARRS / DR1

По мнению исследователя, среди этих систем наиболее перспективной является звезда 2MASS 19281982-264012, расположенная на расстоянии примерно 1800 световых лет от Земли. По своему радиусу и светимости она практически идентична Солнцу.

Конечно, работу Кабальеро скорее следовало бы назвать интересным мысленным экспериментом — в конце концов, у нас слишком мало данных, чтобы всерьез считать сигнал «Wow!» инопланетной передачей. Но если в ходе последующих наблюдений астрономам действительно удастся обнаружить экзопланеты у 2MASS 19281982-264012, это определенно даст им новую пищу для размышлений.